Отчет на "Океан Ельзи с оркестром" от редакции music.open.ua (07.10.2011г.)

Примечание: Отчет написан по свежим следам и закончен в 3:31 am, в ночь после концерта. Фотографии с концерта будут добавлены позже.

19 сентября, Киев, самые масштабные украинские рокеры «Океан Ельзи» арендовали непривычно большую (даже для них) репетиционную базу — один из павильонов Киностудии им. Довженко. Где-то же надо было поместить не только рок-оборудование, но и живой оркестр муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества.

Всего несколько часов назад музыканты оркестра впервые увидели ноты своих партий для предстоящего концерта, но в павильоне уже запросто исполняли большинство композиций. Ниже — несколько кадров с репетиции.

Оркестровые аранжировки, к слову, написал клавишник «Океанов» Милош Елич. По его задумке, кардинального переосмысления песен не будет — группа играет тот же рок, что и обычно, а оркестр лишь вклинивается, добавляет оттенки и объем. Правда, в кое-каких моментах группа все же отступила, позволив скрипкам и прочим музыкальным изыскам проявить себя.

Не столь интересная концепция, как концерт с оркестром «Ренесанс» (2002) и акустический тур «Тихий Океан» (2004), но любые оркестровые опыты «Океана Ельзи» — это Событие.

Во второй раз «ОЕ» встретились с киевским оркестром упомянутого театра уже на сцене Дворца «Украина», в день концерта. Двух репетиций вполне хватило, чтобы перед зрителями вся эта толпа рокеров и академиков превратилась в единый музыкальный механизм.

В прошлом году «Океан Ельзи» откатали большое турне по Украине, дали два аншлаговых сольника в Киеве, кроме того дважды выступили бесплатно на центральных столичных площадях — четырех встреч за год киевлянам оказалось мало.

Билеты на концерт группы с оркестром расхватали с таким ажиотажем, о котором заезжие артисты, выступавшие в последнее время во Дворце «Украина», могут лишь мечтать. Роберт Плант, Карлос Сантана, Ринго Старр — это все здорово, но здесь свое, родное.

Организаторы подсуетились, подписали дополнительный концерт на следующий день, но и это не помогло — билеты опять раскупили со спринтерской скоростью. С такими темпами в ближайшем будущем «Океан Ельзи» станут украинским локальным вариантом Брюса Спрингстина, который в 2003 году собрал 10 стадионов подряд в родном Нью-Джерси.

Чтобы оркестровую программу смогли оценить многие, организаторы максимально ограничили количество бесплатных пригласительных «для своих» — даже участники группы не смогли провести в зал всех, кого хотели.

Итак, 6 октября. С семи утра компания Zinteco (звукачи с именем, известные меломанам еще по телепроекту «Tvій формат») монтировала все необходимое оборудование. К обеду постепенно съехались музыканты, чтобы лишний раз обкатать программу, размяться при пустом зале.

Пока шел саундчек, по бекстейджу бродили сосредоточенные музыканты оркестра, а также, пританцовывая, вразвалочку прогуливались джазовые духовики.

Каждый готовился к концерту по-своему. Одна молодая скрипачка музицировала прямо посреди коридора, а одна альтистка, в возрасте, рассказывала зевающему седовласому коллеге, что накануне сломала очки, и боялась, что не сможет видеть ноты, но успела сбегать в переход и купить новые очки за 50 гривен. «Не знаете, дым сегодня будет?» — спрашивала альтистка. «Конечно! Как же без дыма», — отвечал ей приятель.

Накануне «ОЕ» отыграли с российским оркестром в Кремлевском Дворце — после того фурора наверняка было трудно перестроиться на Дворец «Украина». Не из-за публики (она-то домашняя, то есть самая лучшая), а из-за сценического комфорта — места здесь гораздо меньше, особо не разбежишься.

«Никак не пойму, что же делать с этими мониторами — то ли оглохнуть, то ли сделать плохой звук», — сетовал фронтмен группы Святослав Вакарчук, пытаясь найти оптимальное звучание, которое позволило бы получать удовольствие и зрителям в зале, и музыкантам на сцене.

Все-таки «Океан Ельзи» держат марку и оправдывают статус — халтура не пройдет, музыканты до последней секунды занимались отладкой звука. Даже в ходе концерта Вакарчуку пришлось пару раз ускользать за кулисы, чтобы дать установки звукорежиссерам.

Пора запускать людей в зал. К Дворцу «Украина» уже не подъехать — все парковки по соседству заполнены дорогими авто, VIP-публика пришла занимать партер (обычно концерты «ОЕ» массово посещают депутаты, но мы не отслеживали, кто из них «зачекинился» в зале на этот раз — подробно отслеживать перемещения политиков нашей редакции религия не позволяет).

После традиционной для «Океанов» 40-минутной задержки (проявление вежливости, время на то, чтобы все желающие успели занять свои места в зале), свет гаснет, на сцене появляется группа и оркестр.

«Твоє життя зайде до мене в гості знов, так несподівано, як сніг, який приходить восени, щоб дочекатися весни», — концерт открывает неспешная и поглощающая «Перша пісня». Именно эта композиция в 2005 году открыла новую страницу в истории группы, с этих аккордов началась альбомная история нынешнего состава, нынешней инкарнации «ОЕ».

Набор песен вообще грел душу, сетлист то и дело отсылал к прошлым пластинкам, причем к песням, которые не услышишь по радио, не увидишь на ТВ — многие здешние номера досконально знают лишь те, кто предан творчеству группы. Прекрасные, но недооцененные массовым слушателем номера — «Isn't it сон», «Ікони не плачуть», «Мало мені», «Вільний», «Сонце сідає», «Вулиця» и другие.

Пусть в Кремле круче сцена и серьезнее масштаб, но в Киеве, как ни крути, концерт домашний, семейный. В зале присутствовали жены, дети, друзья муыкантов. Вопреки ожиданиям, что в партере соберется пафосная и ленивая публика, многие хлопали, подпевали и кричали.

Балкон тоже активничал, но по-своему — все-таки он расположен достаточно высоко, и зрители оттуда, скорее, лишь подглядывали за происходящим, но получали не меньший кайф. Может, и больший — нам показалось, что звук на балконе был гораздо чище.

Почти после каждой песни под сцену подходило несколько девушек, даривших Вакарчуку цветы. Мы пытались посчитать количество букетов, но сбились на втором десятке.

За спиной у барабанщика группы Дениса Глинина расположился музыкант с огромными устрашающими литаврами и всяческой перкуссией, но своей игрой Глинин все равно дал понять, кто здесь главный. Басист Денис Дудко гордо держал свой фланг сцены, подпевал, иногда вворачивал небольшие басовые импровизации, обыгрывал тональности (джазовый музыкант может себе это позволить).

Первый по-настоящему эпичный момент концерта — кульминация песни «Дівчина (із іншого життя)». Соло, которое в альбоме исполняется на гитаре, взяли на себя скрипки, а гитарист «ОЕ» Петр Чернявский навесил поверх этого свою рок-импровизацию — получился короткий, но эмоциональный джем Чернявского и оркестра.

Удивительно красивых моментов на концерте вообще хватало. Песню «Вільний» (как признавался когда-то сам Вакарчук, она могла бы стать отличным саундтреком к фильму о Бонде) скрипки превратили в рок-симфонию. Композиции «Susy» те же скрипки добавили нежности и отчаяния.

Песня «Віддам» в очередной раз отослала фанов к образцовому, почти культовому альбому «Суперсиметрія».

Многие — в том числе и приближенные к группе — считают, что «Океан» уже не тот. Но от трудоголиков такого уровня и масштаба грех требовать, чтобы они каждый раз до хрипоты проживали на сцене столь тяжелые песни.

Все-таки «ОЕ» — профессионалы, и работают на сцене качественно (даже когда возникали небольшие накладки, кто-то промахивался или не вовремя вступал, музыканты быстро исправлялись, без слов подстраивались друг под друга). Вот и песню «Віддам» отработали на высшем уровне, преподнесли положенный рок-н-ролл и драйв, да вот только зачем-то сократили концовку, если сравнивать с альбомным вариантом.

Как никогда здорово Вакарчук исполнил вокальную импровизацию, с которой в последние годы начинается «Друг». При сидячем зале фронтмену вообще не приходится много прыгать и бегать по сцене, чтобы зажечь толпу, а значит можно беречь дыхание и выдавать крутые вокальные партии.

«Далі у нас веселий блок, яка радість, — объявил Вакарчук. — Зараз буде пісня про літо. Я написав її влітку, після неї завжди лишається літній настрій». Оказалось, речь идет о «Isn’t it сон».

На трех песнях («Isn’t it сон», «Відчуваю», «Більше для нас») оркестр отдыхал, зато вступила специально приглашенная секция джазовых духовых. На «Isn’t it сон» вместо альбомного гитарного соло, будто имитирующего звук заводящейся машины, прозвучала задорная импровизация на саксофоне.

Тем, кто знает песню «Відчуваю», не нужно объяснять, как давно напрашивались в нее живые духовые. На этой песне не обошлось без традиционного дискобола — в кульминации из-под потолка опустился огромный блестящий шар, все прожекторы переключились на него, разбрызгивая по залу искры света.

В проигрыше песни «Більше для нас» под сцену подбежал ребенок младшего школьного возраста с букетом. Святослав отреагировал моментально — спрыгнул со сцены, обнял мальца, поднял на руки, и только потом вернул обратно родителям.

Прозвучала на концерте и украинская народная песня «Ой чий то кінь стоїть», вошедшая бонусом в последний студийник группы «Dolce Vita». Чернявский (автор альбомной аранжировки) освещен красным ореолом, Вакарчук поет, лежа посреди сцены, оркестр лишь добавляет оттенок в конце.

«Це одна з моїх перших пісень, — откровенничает Святослав. — Коли мені було два роки, мене вдома ставили на стільчик і просили її заспівати. Була ще одна: “Червона ружа трояка, мала я мужа, мужа я мала, мала я мужа пияка; пияк не робить, тільки п’є, прийде додому, додому прийде, прийде додому — жінку б’є”. За це моїм батькам дісталось від бабусі».

«Наступну пісню, мені вже здається, я знаю стільки, скільки живу. Хто має сміливість — підспівуйте», — подвел Вакарчук к песне «Без бою». И снова, в рамках концертной ретроспективы лучших хитов, вспомнилось то время, когда эта песня только появилась — первый клип и первый трек, в котором появился нынешний гитарист «ОЕ» Петр Чернявский.

На припеве «Без бою» в зале неожиданно активизировался мощный хор женских голосов — как будто это не Дворец «Украина», а многотысячний Дворец Спорта.

Когда зазвучала «Зелені очі», с сидячим официозом было покончено — все без исключения подорвались с насиженных мест и пустились танцевать, прыгать, петь, аплодировать и блаженно улыбаться под лучами зеленого света. Все наконец-то стали самими собой.

Еще громче зал взревел, когда узнал композицию «911».

Песню «Вулиця (може все не так)» Святослав посвятил умершему в этот день Стиву Джобсу, культовому бизнес-магнату и сооснователю корпорации Apple. Огоньки на заднике сцены сложились в очертания высотных домов ночного города, а группа сыграла один из самых пронзительных и необычных треков альбома «Модель».

Далее началась традиционная для концертов «ОЕ» игра с многочисленными вызовами на бис. Группа уходила за кулисы, под бурные аплодисменты возвращалась, исполняла что-то и снова скрывалась. Только музыканты оркестра оставались на своих местах, намекая, что это еще не конец.

На сладкое «Океаны» приберегли песню «Дякую», не подозревая, что предприимчивые фаны тоже приготовили кое-что для любимых музыкантов. Перед концертом девушки раздавали в партере листы А4 с распечатанным словом «Дякую!». На этой песне в воздух поднялись сотни табличек, порадовав группу. «А що б ви робили, якби ми не зіграли цю пісню?» — удивляется Вакарчук.

Перед «Я так хочу» лидер группы объявил тост: «За скасування всіх умовностей».

Даже когда «Океан Ельзи» сыграли лиричную «Не питай» и посвятили ее самым красивым девушкам, которых, безусловно, больше всего именно в Киеве, зрители все равно продолжали скандировать «Відпусти». Это многолетняя традиция, и группе, пожалуй, уже никуда не отвертеться.

На этой ноте концерт был официально окончен, но ненасытная публика продолжала звать «ОЕ» снова и снова. Группа неожиданно вернулась на сцену.

Вакарчук обратился к тем, кто остался в зале: «Ще одна пісня, тільки не ставайте на стільці, не псуйте їх, сюди ще завтра ваші друзі прийдуть. А завтра — побачимо. Зрештою, давно час зробити тут гарний стоячий зал. Дякуємо, що прийшли. Кому мало — приходьте завтра. Кому мало завтра — приходьте післязавтра. Нас уже тут не буде, але ми щось вигадаємо».

Посовещавшись, музыканты решили добить зрителей песней «Той день». «Океаны» исполнили ее уже без оркестра и доказали, что для драйва и масштаба им, по большому счету, и не нужен никакой симфонический состав. Ведь они — группа высокого полета и продолжают держать уровень. А то, как их музыка резонирует в сердцах поклонников, порой поражает сильнее аранжировок любого оркестра.

Сергей Кейн


«Океан Ельзи» с оркестром, Киев, Дворец «Украина», 6.10.2011, сетлист:

1. Перша пісня
2. Мало мені
3. Дівчина (із іншого життя)
4. Вільний
5. Susy
6. Не можу без тебе
7. Ікони не плачуть
8. Ти собі сама
9. Віддам
10. Друг
11. Isn’t it сон
12. Відчуваю
13. Більше для нас
14. Ой чий то кінь стоїть
15. Без бою
16. Холодно
17. Коко Шанель
18. Сонце сідає
19. Зелені очі
20. 911
21. Вулиця

22. Дякую
23. Я так хочу

24. Не питай

25. Відпусти

26. Той день

***

p.s. Мы будем присутствовать и на дополнительном концерте «Океан Ельзи» с оркестром в Киеве, так что позже отчет будет дополнен самыми примечательными деталями второго вечера.

p.p.s. На этом наша история с оркестровыми концертами «ОЕ» не заканчивается. Мы готовим серьезный подарок для всех поклонников «Океанов» (те, кто внимательно следят за нами в соц.сетях, поймут, о чем речь), детали объявим ближе к ноябрю. Следите за обновлениями.

_____________________
07 октября 2011 г.
Источник:
music.open.ua

 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!