Святослав Вакарчук: Талантливый человек должен иметь еще и ответственность (24.06.2010г.)

01_4.jpgЛидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук рассказал о жизни – сладкой и не очень. Ему 35, он бодрый и заводной, но временами — серьезный и мудрый, как и положено кандидату физико-математических наук и, как ни крути, патриарху украинского рока.
- Вы как-то сказали, что сегодня у людей нет правильного выбора. А вы в силах помочь сделать правильный выбор?
- Я не думаю, что мы каким-то музыкальным альбомом можем изменить вдруг сознание людей. Но, возможно, подтолкнуть, чтоб человек сам его менял — в каком-то смысле, да. По большому счету, мы никогда не стремились быть... проповедниками, что ли. Мы просто даем возможность людям взять то, что они хотят сами. Но не пытаемся любой ценой навязать наши ценности или наше мышление. Я думал какое-то время, что если ты будешь людям очень много говорить о том, что тебе кажется важным и правильным, то они будут делать точно так же. Я ошибся — каждый когда-то ошибался, мне кажется. В наше время человек слушает только себя. И, к сожалению, в первую очередь, свои инстинкты. Когда это изменится, тогда и можно будет говорить о том, что можно до кого-то достучаться.

- А в вашей жизни было так, чтобы какой-то альбом, песня, фильм, книга вас хотя бы немножко изменили?

- Меня? Меня меняет каждая моя песня... Когда-то случайно песня группы «Beatles», которая называлась «Let it Be», изменила мою жизнь навсегда. Я услышал эту песню, влюбился в группу, потом влюбился в музыку, потом сам стал музыкантом. Это было 22 года назад. Мне было 13 лет.

- Расскажите о своих увлечениях. Вы перечитываете романы Достоевского. Это следствие вашего возрастного перехода? 

- Я уже боюсь отвечать на вопросы о книгах, о кино, обо всем остальном. Потому что, как только я говорю, что я в данный момент читаю, потом пять лет говорят, что я читаю японскую литературу. А теперь уже говорят, что я увлекаюсь Достоевским. Я читаю так много книг, что, когда вы спрашиваете, я уже это прошел и иду дальше. Да, Достоевский был частью моего беспрерывного чтения. Перечитал «Идиот», прочитал «Бесы». Сейчас уже читаю детективы Агаты Кристи, правда, на английском. Потому что на английском мне проще читать простые книжки.

- Перед началом концерта вы крутите музыку из «Сладкой жизни» Феллини...

- Нам кажется, что начинать с заглавной темы фильма достаточно уместно. Поскольку она, с одной стороны, достаточно веселая, а с другой стороны, она подводит к альбому и резко отличается от саундтрека, который просто крутят в зале, пока люди собираются.

- В марте этого года вы сделали презентацию альбома «Dolce Vita» и потом сказали замечательную фразу: «Живем в тюрьме и радуемся, что нам классно». Случайно ли этот ваш выпад совпал с инаугурацией нового президента Украины?

- Давайте лучше о музыке поговорим (смеется).

- В вашем клипе «Больше для нас» разрушаются полки с дисками. Это имеет символическое значение?

- Это не просто наш клип, а реклама услуги одного известного бренда, которая состоит в том, что мы говорим, что скачивание музыки актуальнее, чем покупка компакт-диcков. Мы уже давно ощутили это на себе. Это, наверное, имеет символическое значение. В том смысле, что механические носители постепенно исчезают. Они, конечно, исчезнут не полностью, как и пластинки станут частью аудиофилии. Я не думаю, что лет через десять у нас будут массово востребованы компакт-диски. Уже сейчас о них можно говорить, как о чем-то, что уходит. Мне это не нравится. Мне нравится, чтоб был напечатанный буклетик, чтоб можно было подержать в руках, но виртуальный мир побеждает постепенно. Один известный прогнозист и физик Стив Хокинг написал книгу, где говорит, что когда-то не только музыка или что-то еще, а человек сам как интеллект перекочует в виртуальный мир и будет жить в Сети. Ну, посмотрим. Я к этому отношусь пока скептически. Но кто знает? Тридцать лет назад мы не думали, что, например, можно будет связаться за одну секунду с Нью-Йорком и узнать, что там происходит. А это можно легко сделать — с помощью «Айфона», например.

- А вы удовольствие получаете от компьютера или имеете с ним дело по необходимости?

- Я читаю почту, скачиваю иногда какие-то интересные вещи, пишу и читаю сообщения в Твиттере. Иногда музыку, иногда кино — просто слушаю или смотрю. 

- Твиттер - это потребность?

- Я могу признаться вам откровенно - 50 на 50. С одной стороны, приятно высказывать свои мысли. Таким образом люди узнают меня напрямую, а не через посредников, даже таких очаровательных, как вы. Это надежнее. Потому что бывает, ты скажешь что-то одно, а напишут другое. С другой стороны, это помогает «Океану Эльзы», потому что я могу промоутировать какие-то вещи, которые нам важны. Вот, например, недавно одна газета написала, как я отметил день рождения. Мне случайно попалась эта заметка. Мама позвонила и спросила: это правда? Я посмотрел, написали: был там-то – неправда, был с теми – неправда, кушал то-то – неправда, пили то-то – неправда. Это заметка о том, как я провел день рождения. Я и написал в Твиттере: был в Праге. Компании не было. В очень узком кругу. 

02_2.jpg- Не хотели подать в суд?

- За что? Они чем-то меня обидели разве? Обо мне и не такое еще пишут. Я не жалуюсь, я просто к тому, что Твиттер - это возможность донести о себе правду. И газета, которая это написала, теперь не знает, что делать. 

- Говорят, вы любите подарки, сделанные своими руками, что-нибудь душевное. Что вам дарят? 

- Простите за банальный ответ, но мне лучше дарите улыбки на концертах. Все остальное я сам себе приобрету.

- Вы были композитором сериала «Украденное счастье». Сейчас хватает времени на такую работу?

 - К сожалению, нет. Часто предлагают разбирать песни в саундтреках. С одной стороны, это радует, с другой, хочется сделать что-то специально для фильма. Чтобы не получалось, как иногда бывает, что песня абсолютно не соответствует сюжету. 

- Что скажете по поводу вашей композиции в фильме «Мы из будущего-2»?

- Во-первых, мы не давали разрешение на использование нашей песни в этом фильме. Я уже об этом говорил. Делать какие–то сенсации, говорить, как мы будем на это реагировать, сейчас не хочу. Пусть это останется на совести этих людей. Песня от этого хуже не станет, фильм лучше — тоже.

- У Паоло Коэльо есть роман «11 минут». 11 минут, по подсчетам Коэльо, среднее время сексуального контакта между мужчиной и женщиной. Ваша песня называется «18 минут». Вы, конечно, в два раза моложе его. Поэтому цифры разнятся? 

- Как показывает опыт, с возрастом все увеличивается, а не уменьшается, не ту закономерность вы подметили.

- Нобелевский лауреат по физике Ричард Фейнман говорил: «Если ученый не может в двух словах объяснить пятилетнему ребенку, чем он занимается, это не ученый, а проходимец»...

- Полностью согласен! Он, конечно, утрировал, потому что, естественно, не в двух словах и не пятилетнему ребенку, но, если ученый не может объяснить на пальцах человеку без образования, в чем же все-таки суть его работы, значит, он сам не знает, чем занимается.

- У вас диссертация по физике, а я в физике — как раз пятилетний ребенок...

- Вся материя состоит из двух разных частей: это вещество (материальные вещи, которые можно потрогать руками) и поле (оно тоже материальное, но его потрогать руками нельзя). Ну, например: вещество — это атомы, элементы физические, даже воздух, его можно потрогать руками. А вот поле — это электричество или солнечный свет, потрогать руками нельзя. Так вот за эти два вида материи отвечают два разных вида частиц. Первые называются фермионами, вторые — бозонами. Раньше казалось, что эти два вида материи описываются совершенно разными уравнениями и эти частицы не имеют друг к другу никакого отношения. Вот суперсимметрия (так назывался и один из альбомов «Океана Эльзы», - прим.) как наука попыталась объединить их в одно и сказала, что при очень высоких энергиях это все является одним и тем же, а потом оно разделяется.

- А что необъединяемое вы в своем творчестве объединяете?

- Я не готов объяснить это за пять минут пятилетнему ребенку. (Смеется.)

- Вы как-то сказали, что нынешний украинский шоу-бизнес - это болото. Вы имели в виду ваших коллег или молодежь?

 - Я бы не хотел соединять слова «коллеги по цеху» и «болото». Шоу-бизнес циничен во всем мире. Но в нормальном шоу-бизнесе все-таки всегда присутствует составляющая музыкального или творческого тщеславия: проявить себя как сильный музыкант, как хороший исполнитель. И когда «Океан Эльзы» начинал  - это тоже было. Сейчас эта составляющая напрочь исчезла. Осталось тщеславие, исключительно внешнее. В шоу–бизнесе сегодня главный акцент на эпатажность. Молодых людей учат, что успешным может стать тот, кто может удивить, а не тот, кто может затронуть душу. Это очень плохо. Я не против телешоу типа «Фабрики». Если людям нравится — пусть смотрят. Но молодой исполнитель, проходя эти кастинги, чтобы стать популярным, понимает, что надо покрасить волосы в зеленый цвет, или пару раз матюкнуться, или задницу голую показать, поменять ориентацию, в общем, что-нибудь в этом духе.  И это 99%. Мне кажется, что у людей, которые хотят исполнять музыку, нет шанса в подобных шоу, они могут творить музыку только у себя дома на пианино. Посмотрите на эти программы - кто там и кого выбирает? Это ужас на самом деле. В итоге у нас телевидение - одни проплаченные девочки и бесконечные шоу, которые не выбирают хороших музыкантов. 

- А если бы вам предложили стать членом жюри подобного шоу? 03_2.jpg

- Мне это предлагают каждый месяц.

- Ну, Скрябин же участвует. Он хороший музыкант. Но и телешоу не чурается. 

- Для меня это тайна, честно говоря. Я считаю, что человек, имеющий талант (а он его, безусловно, имеет), должен иметь еще немножко ответственности и воспитывать людей, которые являются поклонниками его таланта.

- Министр образования Табачник выступил с инициативой убрать из курса литературы тех классиков, которые еще живы. Как вы к этому относитесь?

- А что - Лине Коcтенко надо умереть, чтобы ее начали учить? Я считаю, что это самый гениальный человек, который живет сегодня, живет сегодня в нашей стране.

- Вы знаете, зачем вы живете?

- Во-первых, все мы живем, потому что родители или Бог через родителей дал нам жизнь. Другое дело, насколько яркой мы свою жизнь делаем. Это зависит уже от нас. От нашего внутреннего мира. Для этого нужно читать книги, смотреть хорошие фильмы, общаться с большим количеством хороших людей. Иногда оставаться одному и думать. А также тяжело работать каждый день и совершенствоваться.

- Вы это знали всегда?

- То, что надо тяжело работать, я знал всегда. С возрастом приходят другие вещи. Ты становишься менее категоричным, теряется желание кого-то учить жизни. Появляется желание показывать что-то своим примером и говорить: «Выбирайте сами».

ИЗ ПОЧТЫ СВЯТОСЛАВА ВАКАРЧУКА В ТВИТТЕРЕ (музыкант там часто цитирует великих):
«Чим більше звичок - тим менше свободи». Імануіл Кант.

Якими розумними були б жінки, якби володіли всім тим розумом, який чоловіки через них загубили! :) Ю. Тувім.

Барса в жовтих футболках - це Кафка.....

Янанебібув - Тарантіно. Модель - Гай Річі. Глорія - Коппола. Dolce Vita - Феліні :)

Завтра-море!!! Хоч би на мить ну і нехай)))

Суєвір’я дуже діалектичні. Кажуть, свистіти не можна - грошей не буде! Я це роблю майже щодня - на сцені в «Без бою», так мені ще й доплачують)))

Перефразовуючи Далі: музикантом стати або дуже легко, або неможливо...

________________________________
24 июня 2010 г.
Автор Ирина Шевченко
Источник ТВ Плюс www.tvplus.dn.ua

 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!