La Dolce Vita – что мы знаем об этом? (16.03.2010г.)

Пожалуй, в сегодняшние дни понятие «dolce vita» (итал. «сладкая жизнь») потеряло нечто свое первородное итальянское. Оно перестало быть итальянским и стало расхожим. Раньше можно было, закрыв глаза, мечтательно подумать «dolce vita» и тут же представить подлинно роскошную жизнь в ее классическом варианте – конечно, светскую, конечно, обласканную аристократией и богемой, не без налета напускного шика, но, непременно, изысканную.  Современная «dolce vita» потеряла вкус и одновременно с этим свою утонченную пленительность.

Впрочем, ностальгировать по прежней красивой жизни в условиях превалирующей сегодня модной тенденции быть V.I.P., кажется делом неблагодарным, тем более неблагодарным, когда оказывается, что она вовсе не искоренилась, а лишь завуалировлась в тени актуальных нынче эталонов. А в доказательство тому в минувший четверг состоялся замечательный вечер в недавно открывшемся элитном дискуссионном клубе-баре «Коммерсантъ». Элитным и дискуссионным себя позиционирует само заведение. Проект, кстати, принадлежит небезызвестному издательскому дому с одноименным названием, фирменный логотип которого, уже давно ассоциируется с высшими кругами культурного и делового общества. 
Клуб расположился в совершенно очаровательном месте – в стенах бывшего завода «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной. По словам самих организаторов проекта: «Уникальный индустриальный дизайн здания позволит создать современное многофункциональное пространство, которое станет интеллектуальным и развлекательным центром  деловой Москвы. Центр города, близость художественных галерей «Арт-стрелки», удобная парковка - бывают места дороже, но трудно найти лучше». Шикарный большепролетный лофт (от англ. loft – сегодня адаптированные под жилые и культурные функции помещения заброшенных мануфактур) сделан действительно с большим вкусом. Здесь остро ощущается пространство – ведь голым кирпичным стенам нужен размах. А из окон открываются совершенно потрясающие виды на историческую застройку Пречистенской набережной, диковинный Доходный дом Перцова, в подвалах которого в начале XX века размещалось знаменитое артистическое кабаре «Летучая мышь», Храм Христа Спасителя и Патриарший мост.

А в четверг 11 марта в клубе «Коммерсантъ» прошла закрытая презентация новой пластинки группы «Океан Эльзы» под названием… «Dolce Vita». Да-да, именно «Dolce Vita». Теперь у нас одну «Dolce Vita» стало больше. Теперь помимо сети элитных бутиков, фирм итальянской мебели и сантехники, ряда агентств по «дольчевитным» услугам и прочего, и прочего у нас еще есть альбом группы «Океан Эльзы». Однако последний, по словам самого фронтмена группы, Святослава Вакарчука отчасти навеян одноименным фильмом Федерико Феллини, а потому здесь есть характерный обличающий момент.

Святослав Вакарчук: «Людям в современном мире свойственно метаться, потому что сам мир неустойчив. Феллини все это хорошо показал еще тогда, в 60-х. Кстати, герой Мастроянни остался в призрачной «дольче вите», наполненной поддельными ценностями. Я всю жизнь пытаюсь сделать выбор в пользу настоящего. Я человек не светский, страшно не люблю все эти презентации…»
Здесь стоит оговориться, что творчество коллектива «Океан Эльзы» никоим образом не причастно к области академической музыки, равно как и сама презентация их нового диска. Тем не менее, событие могло бы показаться интересным культурной аудитории, будучи уровня редкого достоинства. Да и сама пластинка со звучным  названием «Dolce Vita» вдруг подтолкнула задуматься о том, что же на самом деле для нас сегодня та манящая красивая жизнь, к которой мы все подспудно стремимся. А главное, есть ли в ней некий ценностный ориентир, тот созидательный фактор, который бы оправдывал принадлежность к подлинно высшему свету, а не просто к узкому кругу олигархической элиты. А может быть, предел наших грез сегодня – это и есть получение заветного статуса V.I.P. (дословно с английского Very Important Person – «особо важная персона»)?

Святослав Вакарчук: «Наш шоу-бизнес превратился в жвачку, которую уже кто-то съел, вытащил и предложил принять съесть ее снова. Все программы, как одна, направлены не на то, чтобы находить лучших музыкантов или делать лучшую музыку, а на то, чтобы вызвать у людей желание стать популярным. Но желание, чтобы у тебя в троллейбусе брали автографы, не имеет ничего общего с желанием стать хорошим музыкантом и делать хорошую музыку».

Хоть и не классическую, но музыку коллектив Святослава Вакарчука делает действительно хорошую и качественную. Пожалуй, среди альтернативных украинских исполнителей нет более громкого имени, чем «Океан Эльзы», которое известно и в наших краях, и в Европе, и даже в Америке. И здесь оказывается все небеспочвенно – профессионализм музыкантов группы налицо, а у многих из них, как обнаруживается, за плечами серьезное академическое образование. Сам Святослав Вакарчук в свое время прошел два года музыкальной школы по классу скрипки и игры на баяне. Трудно судить, насколько эти знания находят применение  в его современном творчестве, но, бесспорно, и то, что любая классическая школа – это всегда ощутимый вклад в становление музыкального вкуса. Примечательно, что весь свой репертуар коллектив исполняет принципиально на украинском языке. Отсюда появляется совершенно удивительная фольклорная самобытность в звучании, с толком отшлифованном под западные музыкальные стандарты. Сам Святослав Вакарчук очень трепетно относится к родному языку, и при случае всегда признается в том, что мыслит и чувствует внутри себя он исключительно на украинском.
Из других музыкантов стоит также упомянуть Дениса Дудко, бас-гитариста группы, имя которого широко известно в джазовых кругах Украины. Профессионально музыкой он начал заниматься с шести лет, пройдя сначала детскую музыкальную школу по классу виолончели, затем средне-специальную школу-интернат по классу контрабаса, после чего поступил на джазовое отделение нынешнего Харьковского государственного университета искусств им. И.П. Котляревского на класс джазового контрабаса и бас-гитары. После окончания института в 1998 году ему даже довелось преподавать класс контрабаса и бас-гитары в Харьковском музыкальном училище им. Б. Н. Лятошинского, в Харьковском институте искусств им. И. П. Котляревского и Харьковской академии культуры.

Начиная с 2000-х годов, музыкальная жизнь Дениса Дудко отмечена плотной творческой и гастрольной насыщенностью. Здесь и игра в одном из лучших и ангажированных джазовых проектов Украины «Сxід-Side», постоянное участие в единственном у нас передвижном фестивале импровизационной музыки «Джазовая провинция» (проект известного курского джазового пианиста Леонида Винцкевича), а также регулярные выступления с признанными мастерами российского джаза – Давидом Голощекиным, Игорем Бутманом, Леонидом и Николаем Винцкевичами, Андреем Кондаковым, Анатолием Герасимовым, Валерием Пономаревым и многими другими. В 2001-м году в рамках совместного проекта с Владимиром Шабалтасом «ДуШа», Денис становится лауреатом джазового фестиваля-конкурса «Getxo» в городе Бильбао (Испания).
Последним нашумевшим авторским проектом Дениса Дудко стал джазовый квинтет, куда вошли именитые мастера украинской jazz-сцены – пианист Алексей Саранчин, один из самых известных барабанщиков Алик Фантаев, Денис Аду, а также саксофонист Богдан Гуменюк. Основной особенностью звучания ансамбля стало совмещение здесь славянской и европейской культуры с джазовыми мировыми традициями, тем самым привнеся в авторскую музыку самобытный колорит, не характерный для американских джазовых течений.

Кстати, инициатором первых выступлений квинтета Дениса Дудко был сам Святослав Вакарчук. Истовый сторонник «чистой музыки», он тогда отметил: «В Украине очень много музыкантов и качественной музыки, которая, к сожалению, в силу разных обстоятельств не доходит до массового слушателя. Это касается не только рок-музыки, но и более "изысканных" жанров: джаза, классики, интересных фолк-экспериментов. Нашими проектами мы пытаемся донести до украинского слушателя все то, что они редко встретят на ТВ или в радиоэфире, но это важный пласт мировой культуры, которая очень качественно представлена украинскими музыкантами».

Есть еще в составе «Океана Эльзы» клавишник – живописный серб Милош Елич, в творческом прошлом которого не менее солидный академический фундамент – музыкальный колледж у себя на родине, а затем композиторский факультет Национальной музыкальной академии Украины. Несмотря на достаточно юный возраст, Милош уже довольно популярный автор музыки для театра, кино. Он также пишет классическую музыку, а его произведение для фортепиано звучало на последнем Львовском фестивале современной академической музыки «Контрасты». Говорят, в творческом активе композитора есть даже незаконченная симфония. Естественно, что музыкальным продюсером и автором большинства аранжировок записей «Океана Эльзы», а также автором оркестровок акустических проектов коллектива и его участников выступает именно Милош Елич.
Подводя некий итог, можно сказать, что группа «Океан Эльзы» - это хороший пример того, что, получив основательное академическое образование, не зазорно уйти и в актуальную музыку, если она становится достойным продолжением культурной традиции. Что же касается названия новой пластинки «Dolce Vita», то даже сам Святослав Вакарчук не дает на это однозначного ответа, то ссылаясь на фильм Феллини, то просто обосновывая его красивым сочетанием двух слов, которые понятны и на русском, и на английском, и на итальянском – понятны абсолютно на любом языке всему миру и каждому человеку. На вопрос об откровенно минималистичном оформлении диска, который едва ли ассоциируется с «дольче витой» в принципе, артист отвечает еще более странно – «так захотел дизайнер». И тут уже невозможно не разочароваться – ну как же так, в сегодняшний век кричащего концептуализма не подвести сюда какую-нибудь красивую трактовку, тем более, что пропадает такая идея – «La Dolce Vita» в контексте минимал-арт?!  И тут же осаждаешь себя сам – за отсутствием концепции у Вакарчука стоит искусство – настоящее, мощное, убедительное. В то время, как сегодня все чаще встречаешься с совершенно обратным, и за очень продуманной подачей оказывается самая настоящая безделушка.

И может быть, именно потому, что лидер «Океана Эльзы» не относит себя к светской тусовке, презентация их нового альбома получилась такой красивой, под стать самому названию пластинки – в стильном месте, с хорошим звуком, традиционным коктейлем и изысканной публикой.  Очень хочется, чтобы клуб «Коммерсантъ» зарекомендовал себя именно в таких мероприятиях. Ведь сегодня, когда все так быстро становится ширпотребом, это не так-то просто…

________________________________
16 марта 2010 г.
Автор Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"
В публикации использованы фотографии Антона Белицкого (www.single-photo.com)
Источник www.muzcentrum.ru

 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!