Новый украинский Джим Моррисон.(07.2001г.)

Однажды в 1994 году простой украинский хлопецпо имени Святослав Вакарчук – студент физического факультета львовского университета – пришел в гости к подруге. Вечеринка к этому моменту уже как раз подошла к той стадии, когда всем оставалось только попрощаться и разойтись по домам. Однако Вакарчук, проявив неожиданные способности, спас положение. Он сел за фортепиано и запел песню. Как выяснилось позже, песню собственного сочинения. Манера исполнения и тембр голоса, да и сама песня были до того необычны, что музыканты некой никому тогда не известнойльвовской группы, присутствующие на вечеринке, предложили Славе немедленно присоединиться к их коллективу. Так образовалась команда, через пять без малого лет ставшая одним из самых ярких явлений так называемого украинского прорыва в России. Группа взялаимя "Океан Эльзы". Говорят, что название прямо отсылает к домашнему животному Славы Вакарчука, то ли к кошке, то ли к собаке (иногда "Океан Эльзы" шутя называют "Лужей Тузика").

Представьте: идет по улице фигуристый, среднего роста, черноволосый парень в солнцезащитных очках овальной формы и с легкой щетиной на щеках и начинает ни с того, ни с сего петь.
- Я сочинял песни просто так для себя ипел их. Шел по улице и мог внезапно запеть.

Подобная безбашенность, не исключающая, впрочем, скромности, свойственна Славе Вакарчуку до сих пор. Но тогда – первую свою песню он написал лет в тринадцать – он не был еще популярен. И даже не подозревал о своей будущей славе, поэтому "не коллекционировал свои песни, не думал, что это пригодится".

А началось все довольно банально: в детстве родители отправили его учиться в музыкальную школу. В начале Вакарчук учился играть на скрипке:
- Самое смешное, что я, хотя так и не освоил ее, до сих пор она остается моим любимым музыкальным инструментом. Мне очень нравится этот звук.

Потом– на баяне, но сейчас играет только на фортепиано. Этот парень раскрепощен, сексуален и энергичен на сцене, и довольно скромен и интеллигентен в жизни. Он считает себя вполне обычным человеком:
- Просто я не могу жить без музыки, - говорит он, - и никогда не мог.

До судьбоносного знакомства на упомянутой вечеринке он не придавал своим музыкальным опытам никакого значения. Ему нравилось заниматься музыкой, а то, что когда-нибудьмузыка станет для него работой и сделает его знаменитым, и в голову не приходило:
- Я люблю все делать основательно, и у меня раньше не было возможности и времени до конца отдаваться музыке.

Еще бы. Ведь Вакарчук относился, да и сейчас относится (недавно он закончил писать кандидатскую диссертацию) к своей основной профессии очень серьезно:
- Музыка и физика – это два моих любимых дела.

Четкое осознание того, что музыка может действительно стать основным вектором его деятельности, пришло к нему в 1996 году. Для "Океана Эльзы" это было воистину счастливое время. Песня "Новый день" попала во многие украинские хит-парады, а группа, в числе прочих, была приглашена на большой рок-фестиваль, проходивший в Киеве. Закрывали тот концерт легендарные классики хард-рока, группа "Deep Purple". Их выступление произвелона лидера молодой львовской команды неизгладимое впечатление. Он до сих пор с гордостью вспоминает, как видел и слышал живых "Deep Purple" и даже пел в одной с ними связке.

Когда в 1999 году композиция "Там, де нас нема" заняла престолы многих московских чартов, а группу пригласили поучаствовать в фестивале "Максидром", в очередной раз был открыт феномен отсутствия языкового барьера в музыке – ведь "Океаны" поют по-украински, но на концертах в Москве публика, незнающая украинского, поет вместе с ними. Многие считают, что в данном случае собака языкового барьера зарыта в уносящем голову эмоциональном шоу, которое делает на сцене Святослав Вакарчук. Он выдает такое, что любому российскому рокеру остается только завидовать. Часто его сравнивают с самим Джимом Моррисоном. Сохранились документальные кадры: Моррисон во время концерта не только орал в микрофон сорвавшимся голосом, призывая публику без промедлений заняться любовью, или демонстрировал свое "мужское достоинство", декламируя при этом на ходу сочиняемые галлюциногенные стихи (в такие крайности Вакарчук пока не ударяется), но и с каким-то шаманическим обаянием двигался в такт музыке, исполняемой его командой,своими танцами как бы совершал некий обряд (вот это уже больше похоже на лидера "Океана Эльзы" – в пластичности и сексуальности на сцене он действительно не уступает Моррисону)… Так значит Вакарчук в большей степени шоумен, чем музыкант?

- Нет. Я музыкант. Я не думаю, что я хороший шоумен. Просто на сцене я отпускаю себя, выражаю свои эмоции. Я даже не специально это делаю. Я не делаю шоу, как таковое, я просто пою, и мне хочется в этот момент вести себя так, как я себя веду. Я не придумываю ничего заранее.

Да, в жизни Слава совсем другой, и в этом тоже, он считает, ничего необычного нет (похоже, в его жизни вообще ничего нет необычного, во всяком случае, он относится даже к самым необычным проявлениям и событиям своей жизни как к само собою разумеющемуся). Развивая тему жизни и сценического пространства, он внезапно проговаривает целую шоу-философию:
- Жизнь налагает на тебя некоторые рамки. На сцене же тебя никто не тронет. Ты можешь делать все, что тебе хочется. Выступление на сцене – это такой промежуток времени, где ты командуешь жизнью, а не она тобой.

В 1999 г. выходит – в начале на Украине, а почти год спустя и в России – дебютный альбом "Океана Эльзы" "Там, де нас нема" - сборник лучших песен периода 96-98 годов. В него вошли упомянутые уже хиты "Новый день" и "Там, де нас нема", а также рок-н-роллы "Ластiвка з мого мiста" и "Позич менi сонце", плюс несколько блюзов и баллад. Сам Слава Вакарчук считает этот диск слишком разношерстным в стилистическом отношении, а потому – не совсем удачным. Хотя поклонники группы придерживаются несколько иной точки зрения. Да и самокритичный солист склонен видеть в своем дебюте не только недостатки, но и достоинства:
- Там есть несколько сильных песен, которые мы до сих пор любим: "Сумна мелодия (Грустная мелодия)", "Иду на дно".

Святослав Вакарчук не считает, что ему как-то особенно повезло. Произошло то, что произойти должно было. Должна была группа "Океан Эльзы" получить в 1998 году украинский аналог "Овации" – премию "Золотая Жар-Птица" в номинации "открытие года", а в 2000 году ту же "Жар-Птицу", но уже как "лучшая поп-группа" года. Надо было, чтобы они выступили на таких крупных фестивалях, как "НАШЕствие", "Просто рок" и "Максидром", а на последнем исполнили песню вместе с Земфирой(оказывается, "Океаны" давно уже с ней дружат, и их песня "Этюд" посвящена именно ей). Если случилось так, чтобы композиции с их второго альбома "Янанебiбув" – "Той день" и "Сосни" – стали хитами в России,значит так надо.

Ведь, если звезды зажигают… У Вакарчука, кстати, на тему "звездности" тоже свой взгляд:
- Я не чувствую себя звездой. Звезды на небе. В жизни – люди. Одни популярны и известны многим. Другие известны и любимы только среди близких, но это не умаляет их достоинств.

Конечно, Вакарчук признает, что популярность кардинально изменила его жизнь. Он часто не может спокойно пройтись по улице, не можетделать то, что ему хочется в данный момент… Приехав на пару дней в Москву, он, вместо того, чтобы гулять и вести себя как простой турист, целыми днями вынужден давать интервью.
- Это работа. Работа, которая приносит возможность спокойно делать музыку дальше. Это меньшая жертва, чем вообще ничего не делать. Потому что тогда я бы вообще не смог заниматься музыкой. Я не тот человек, который мог бы жить в нищих условиях, просто делая то, что нравится, и питаясь подаяниями. Я человек, уверенный в себе, я должен зарабатывать себе на жизнь хорошие деньги. А для того, чтобы делать это музыкой, нужно тяжело работать в шоу-бизнесе. Хотя мне он очень не нравится.

И вдохновения этот стольне симпатичный Святославу Вакарчуку шоу-бизнес не отнимает.
- Я благодарен Богу – у меня очень много вдохновения…

Второй альбом группы – "Янанебiбув" - был презентован в марте 2000 года. Новые песни получались преимущественно грустные: прочувствованная меланхолия в текстах: "Пiсля дощу висохла нiч, вiтер погас/Ми не однi, ми не живi, виключить нас", млечная печаль в музыки – один хит "Сосны" чего стоит или, например, песня "Вiдпусти", которая до сих пор пребывает в активной ротации радиостанций… По поводу грусти на этом диске Вакарчук высказался так:
- В какой-то момент я понял, что не могу писать веселые песни. Я более подвержен минорным настроениям, с философскими грустными текстами. В современной музыке много построено на позитивных эмоциях, но в девяноста процентах они придуманы профессиональными продюсерами и ничего общего с настоящими эмоциями не имеют. Когда мне станет очень весело, поверьте, я буду писать "Mabmo No. 5".

Но главное – этот альбом отличался от предыдущего насыщенным саундом и был наполнен многообразными звуковыми эффектами – вокал, пропущенный через телефонную трубку, искаженная гитара, записанная на микрофон прямо с комбика. На втором плане зазвучали любимые Вакарчуком скрипки, мандолина, альт, виолончель, тамбурины. Заслугу в достижении столь высокого уровня саунда на альбоме "Янанебiбув" приписывают тогдашнему клавишнику и саунд-продюссеру "Океанов" Евгену Ступке, выпускнику знаменитого американского эстрадного колледжа "Беркли". Что и говорить – звук действительно здесь вполне соответствует мировому знаку качества.

Дальше были непрерывные гастроли и бесконечный успех. А затем группа, наконец, засела за запись нового диска, который и вышел около четырех месяцев назад. Название – "Модель". Изменив родному украинскому лэйблу с известным российским, группа изменила звучание. В текстах, естественно, осталась "сексомантика" (романтическая сексуальность), но вот чистый гитарный звук большей частью оказался вытеснен в сферу бессознательного электронной синтетикой и сэмплообразным трикотажем. Однако фирменный хрипловатый и нежный одновременно голос Вакарчука остался прежним, а группа все также элементарно узнаваема среди массы всего, что доносится из радиоприемников. Вот что рассказал Вакарчук об альбоме "Модель":
- В альбоме используется совершенно новая технология записи, которая приводит к необычному звучанию. Наш продюсер сделал так, что из живых инструментов мы сделали синтезированные звуки и поклеили их там, где надо и не надо. Этим занимались многие группы, например,Massive Attack. Смысл в том, чтобы не привлекать какие-то электронные примочки, а писать все вживую, а потом обрабатывать. Этот альбом звучит по-другому, по-настоящему. Технология звука очень высокая. Вообще-то слово "электронный" меня пугает. Он, скорее, более правильный по звуку в связи с электронными технологиями. Хотя несколько песен здесь вообще не гитарные.

Песня "911" с диска "Модель" - сегодня главный украиноязычный хит, звучащий в России. Если прислушаться к словам, вполне можно дать этой песне звание гимна взаимоотношениям между женщиной и мужчиной в наше время ("Ты машина/ и я машина"). Кстати, о гимнах: в декабре 2000 года Святослава Вакарчука, одного из немногих,пригласили исполнить две вокальные партии на записи гимна Украины и сняться в его видеоверсии. Естественно, Слава считает это большой честью, но не думает что это его особая заслуга:
- Все случается, по большому счету, спонтанно. Ничего специального я не делаю. Если что и происходит по чьей-то воле, то разве по Божией. Я вообще всем советую быть верующими. Не обязательно религиозными, а верующими обязательно.

Еще один довольно интересный показатель массовой популярности "Океана Эльзы" - недавно группа подписала контракт с украинским отделением крупнейшей американской компании, производящей коричневый газированный напиток. В течение года группа будет заниматься рекламой напитка натерритории Украины. Будут пущены в оборот бутылки с этикетками, украшенными изображения музыкантов. По словам Вакарчука, решающую роль для группы во время подписания этого договора сыграло то, что компания не потребовала никаких изменений в образе группы.
- Они сказали, что мы такие, как им надо, и что не надо ничего менять. "Океан Эльзы" - современные европейские молодые люди. Это и привлекло их. Ведь они не просто так выбрали именно нас: маркетинговые исследования показали, что мы та группа, которая идеально подходит для них. У них не было других кандидатур.

Такой вот ошеломляющий, что называется, успех. И никакого секрета. Никакой сказки. Просто жизнь.
- Главный критерий успеха – не думать о том, что он нужен. Надо просто иметь цель в жизни и делать все для ее достижения, не думать об успехе и славе, - спокойно и уверенно произносит Святослав Вакарчук. - Если бы я думал о таких вещах, как успех и слава, я бы уже очень много переживал от того, что что-то не получается и не происходит. В юности я очень переживал по поводу того, что у меня может что-то не получиться. И от этого не получалось. Когда я расслабился, я понял, что так проще. Это приходит с опытом.

________________________________
июль 2001 г.
Автор Глеб Давыдов
Источник: OZON www.ozon.ru

 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!