Океан незалежности (12.2008г.)

Так сложилось, что Украина еще с советских времен поставляла отличные рок-группы. С одной стороны, самобытные, с другой – очень европейские, если можно так выразиться. Так в конце 80-х фурор в Москве произвели «Воплi Вiдоплясова», а в 90-е – «Грин Грей». Но по-настоящему стать популярными в России смогли только представители уже третьего поколения – Львовская группа «Океан Ельзи» во главе со Святославом Вакарчуком.

С начала десятилетия много воды утекло. В группе, кроме Вакарчука, не осталось ни одного оригинального участника – музыканты ушли с обвинениями лидера в вождизме и звездной болезни. Сам Вакарчук с головой окунулся в бурное море украинской политики, приняв активное участие в оранжевой революции. На Майдане он стоял рядом с Виктором Ющенко. После победы стал советником президента по вопросам культуры и проблемам молодежи, послом доброй воли ООН, а в 2007 году и депутатом парламента от пропрезидентского блока «Наша Украина – Народная самооборона». Если к этому добавить статус самого популярного рок-музыканта страны да еще пост его отца, Ивана Вакарчука – министра образования и науки, то дело мы имеем с полноправным представителем украинской элиты. Но в этом сентябре Святослав совершил финт, очень характерный для творческого человека, а именно – добровольно сложил депутатские полномочия. Правда, не прошло и месяца, как Виктор Ющенко президентским указом распустил и саму Раду.

GQ «Океан Ельзи», бесспорно, самая популярная в России украинская рок-группа, но в последние годы у меня складывается ощущение, что сейчас и вы здесь стали не очень заметны.

СВ Ну это вполне закономерно – ты находишься в фокусе интереса, то происходит спад – это такие цикличные вещи. Но я не помню такого времени, чтобы мы не ездили в Россию.

То есть твое активное участие в оранжевой революции, близость к украинской власти, все эти политические противоречия между нашими странами не сказываются на ваших позициях на нашем музыкальном рынке?

Я все ждал, что вот-вот это начнет сказываться, но нет, никак не влияет. Это свидетельствует о том, что, слава богу, есть вещи, которые инвариантны – есть такое слово у физиков – то есть вещи, которые со временем и под воздействием внешних условий не меняются.

Последний год ты активно занимался политикой уже в качестве депутата парламента. А что с творчеством?

В начале ноября мы представили новую программу, которая называется «В ночi» - «Ночью» по-украински. Но это не программа «Океана Ельзи» - это мой сольный проект, хотя в работе мне помогают и ребята из «Океана». Это все равно продукт коллективного творчества, но в нем задействовано намного больше людей. Это некий симбиоз классики, джаза, рок-музыки и европейской авторской песни. Была у меня все-таки некоторая пресыщенность рок-музыкой – слишком много концертов сыграно. Весь этот год мы посвятили новому проекту, а теперь вот вновь соскучились по гитарам, громким барабанам и экстравертной энергетике, так что к року мы скоро вернемся.

А мы эту твою сольную программу услышим?

Да, конечно, но к этому проекту я отношусь достаточно иррационально. Мы не планируем мощной раскрутки – как будет, так будет. Это проект внутренний, камерный, подарок самому себе. И распространяться он будет путями, свойственными такой музыке, - я бы назвал это социальной сетью, когда люди послушали, рассказали друзьям и т.д. Мы обязательно представим этот проект в Москве – куда же без Москвы, но делать это мы будем уже после Нового года.

Сколько раз видел тебя на концертах, и твоя манера поведения всегда ассоциировалась у меня с классическим образом рок-героя в традициях, так сказать, героического прошлого. Ты, кстати, посмотрел фильм Мартина Скорсезе про «Роллинг Стоунз»?

Да, конечно, я посмотрел его в первую же неделю, как он вышел – я как раз был в Европе. Видно, что фильм снял человек, которое долгое время слушал музыку «Роллинг Стоунз». А не просто – приехал великий режиссер и снял фильм о великой группе. Больше всего меня поразил один момент в этом фильме – это то, что Скорсезе до последней минуты не мог получить от группы трек-лист их выступления. Должен сказать, трек-лист в самом деле в идеале за 15 минут до выступления – это тонкий для артиста момент. Но для съемок-то такое не подходит – операторы-то должны понимать, что им делать. Не знаю, так ли было на самом деле или это срежиссированный момент, но это получилось очень красиво.

Думаю, что этот фильм должен невероятно вдохновлять любого рок-музыканта, потому что показывает, что на самом деле для рок-н-ролла не существует возраста.

Согласен абсолютно, единственное, что я бы хотел добавить… Их существование как группы не только пример, что рок-н-ролл можно играть в любом возрасте, а возможно наоборот – они сейчас сделали бренд из того, что они сумели сохраниться как группа все эти десятилетия. В этом уникальность их предложения.

Но тогда, являясь исключением, они только подтверждают правило, что рок-н-ролл – это дело молодых. В этом контексте как ты видишь свое будущее как рокера?

А что касается рок-н-ролла, я всегда говорил, что если бы я получил музыкальное образование, то, наверное, стал бы классическим или джазовым музыкантом. Я больше слушаю сейчас Рави Шанкара, Яшу Хефеца, чем рок записи. Но поскольку я получил образование не музыканта, а физика, то в что я смог выразиться, в том я и стану работать. Поэтому для меня музыка – это не рок-н-ролл, для меня музыка – это музыка. Мне хочется, например, писать музыку для фильмов.

Ну вот – а я представлял тебя очень рок-н-ролльным человеком.

Просто я отдаюсь сполна тому, что делаю. Если стою на сцене и играю рок-н-ролл, значит я играю до конца. Я вообще не умею играть какие-то роли, я всегда играю самого себя. Но скучаю я больше не по стадионным толпам, а по пианино, если долгое время не имею возможности сесть дома и поиграть что-нибудь для себя. Музыка для меня все-таки первична, а форма этой музыки вторична. И в этом смысле все равно, что в каком возрасте ты играешь. Я заметил, что чем старше мы становимся, тем меньше обращаем внимания на какие-то условности, тем меньше стараемся кого-то удивить, сделать то, что никто еще не делал. Ты больше хочешь просто получать удовольствие от того, что делаешь.

Я же понимаю, что когда человеку уже за 30, ему хочется делать уже нечто более серьезное, чем развлекать публику на сцене. Может, быть, в этом причина твоего рейда в политику?

В походе в политику не было ни грамма тщеславия, это действительно желание помочь своей стране. Если бы я жид в Штатах, Англии или какой-нибудь другой благополучной стране, мне бы это в голову не пришло. Это не способ выражения, для этого мне хватит моей любимой музыки на сто процентов. Это скорее была необходимость, я чувствовал, что это мой долг. Когда ты видишь консьержа в своем доме, который когда-то окончил университет, имел хорошую работу, а теперь на старости лет вынужден вот так работать, потому что другого выхода у него нет, - хочется изменить вот такие вещи, помочь если не ему, то его детям, которые тоже состарятся в сове время. Музыка – это прекрасно, но музыкой людей не накормишь.

Ну тут хрестоматийный пример – Боно со всей его общественной и политической активностью.

Да, он мне нравится. И больше нравится как политический и общественный деятель, чем как музыкант. U2 не моя любимая группа. Мне кажется, что им движут приблизительно те же вещи. Вряд ли человека, который добился многого с точки зрения признания, направляет тщеславие. Я слабо в это верю. По себе понимаю, что вряд ли в этом смысле можно получить больше, чем когда ты востребованный музыкант.

Ну это как посмотреть. Ведь это у обывателя существует этот культ звезд – по ящику показали, значит, надо падать ниц. Но для людей, которые реально решают дела страны, мира, звезды – это кто? Клоуны у них на вечеринке.

Но не всегда и не для всех. Но это хороший вопрос. Тут все зависит от того, как ты сам относишься к тому, что делаешь. Если у тебя есть комплекс, что ты клоун, то им ты и будешь. Но если ты занимаешься этим не для того, чтобы веселить кого-то, а в первую очередь для себя, ты никогда так не будешь себя чувствовать. Это вопрос внутреннего стержня.

И все же ты не разочаровался в политике? Это все же совсем другой мир. Недаром ты все-таки ушел из Рады.

Но я покинул её по совершенно другим причинам. И, как показало время, я предугадал события, которые произошли. Просто я понял, что буду полезнее вне стен парламента, потому что все-таки очень много людей обращают внимание на то, что я делаю. Политика – это не борьба за власть в стенах парламента, политика – это каждодневная работа, которую ты можешь сделать для своей страны или для своего города. И я не собираюсь прекращать этим заниматься, потому что я чувствую, что я могу что-то сделать. Другое дело, что этим можно заниматься вне стен парламента. И как мне сегодня кажется, всегда очень важно правильно выбрать место и время. Иначе все будет вхолостую.

Получается, что ты вовремя соскочил, покинул корабль, обреченный пойти ко дну.

Нет, ни в коем случае. Я до последнего верил, что они договорятся, и очень сожалею, что все это произошло с парламентом. Я считаю, что надо садиться и договариваться. Политика в любом демократическом обществе всегда основана на компромиссах – других вариантов не бывает. На сегодняшний день я не наблюдаю у наших политиков желания договариваться, но не драматизирую ситуацию. Пусть не сегодня, а завтра, но они придут к этому. Все это болезни роста. Когда ребенок растет, у него зубы режутся, он болеет разными болезнями. Надо понимать, что страна с всего лишь 17-летним периодом демократии и государственности вообще прибывает в совершенно нормальном тинейджерском возрасте, которому свойствен максимализм, отсутствие, быть может, четкого понимания, чего же все-таки хочется.

То есть ты продолжаешь верить в будущее Украины?

Я не просто верю, я вижу все позитивные изменения, но думаю, что процесс это не быстрый. У вас есть выражение: Москва не сразу строилась. Общество научилось самому главному – иметь свое мнение. Мы не научились еще соединять эти мнения вместе на общее благо. Самая большая трагедия, когда общественного мнения нет, когда оно навязывается сверху. Очень плохо, когда человека, в какой бы стране он не жил, есть только один источник информации.

А скажи, ты не почувствовал на своей шкуре, что политики, люди, находящиеся во власти, и люди творческие различаются – утрируя – чуть ли не на биологическом уровне. Два мира – два детства. Ведь как богемный человек попадает в эту среду, он тут же неизбежно вступает в конфликт с ней, он не может играть по правилам этой игры.

Это правда. Единственный способ – самому быть достаточно сильным, чтобы менять правила игры. Сам я не из пассивных людей, и без боя не сдаюсь. А любой опыт – это опыт. Наверное, прийти в парламент нужно было для того, чтобы потом сделать этот шаг. Этим я показал, что есть люди, для которых власть сама по себе ничего не значит. Это тоже определенный прецедент. Я всегда буду поступать честно, по совести, я не собираюсь играть в чьи-то игры. Но это сложный разговор, слишком мало прошло времени, чтобы делать выводы.

Ты защитил в свое время кандидатскую, давшую название альбому «Океана Ельзи» «Симметрия» (тема работы звучала так – «Суперсимметрия электронов в магнитном поле»).

Нет, не защитил, но я до сих пор не оставляю мысли это сделать. Пару лет назад я написал со своим научным руководителем еще одну научную статью.

Что значит: еще одну – их что, было много?

Конечно. Их было много – по теоретической физике, - и я пытаюсь быть в курсе всего, что происходит в этой области.

Да уж, звучит необычно для рок-музыканта. Вообще-то рок-н-ролл мозг разрушает.

Но поэтому я сразу сказал, что я не рок-музыкант в чистом виде. В этой музыкальной форме меня привлекают драйв, дикая экспрессия. Когда я думаю над этой формулой – sex, druqs & rock-n-roll, - то понимаю, что она загоняет в такие рамки, из которых крайне тяжело выбраться. Ты себя очень ограничиваешь, это замкнутый круг.

________________________________
декабрь 2008 г.
Источник: GQ

 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!