За границей и против течения (03.2006г.)

Если верить Оскару Уайльду и первому впечатлению, то таких людей, как Святослав Вакарчук, надо иметь среди своих врагов. Во имя качественного улучшения жизни. Через несколько минут после начала разговора становится ясно, что Святослав ещё и идеальный собеседник: он всё держит под контролем, при этом улыбается, говоря о серьёзных вещах, и не допускает недосказанности.
Через несколько часов выясняется, что Святослав и его команда могут «поднять» петербургский БКЗ «Октябрьский» вечером рабочего дня если не на счёт раз, то со второй трети концерта, - причём публика так и останется стоять, и подпевать тоже все будут. На украинском, естественно.
 
- Ваш последний альбом обладает очень сильной энергетикой. Означает ли это, что вы сейчас работаете на эмоциональном подъёме?
- Сколько людей, столько и мнений. Недавно у меня брали интервью и начали с прямо противоположного вопроса. Поэтому я посмею сделать заключение, что не имеет смысла отвечать на подобные вопросы, потому что каждый человек думает по-своему. Я могу высказать лишь своё личное мнение, - это на данный момент мой самый любимый альбом.
- Звучание группы в новом составе меняется?
- Это неизбежно, - три человека, у которых свой собственный звук, свои музыкальные ощущения… Поэтому было бы смешно сказать, что пришли три человека, и ничего не изменилось. Но, вместе с тем, очень важно – и именно так мы искали новых музыкантов, - чтоб это были люди, музыкально мыслящие с нами в одном направлении. Это не значит, что они должны подстраиваться под наши вкусы. Например, Денис, наш басист, - джазовый музыкант, причём довольно известный не только в СНГ, но и заграницей. Ну, в прошлом джазовый музыкант.. (смеётся). Милош учится в Консерватории на композиторском отделении, то есть это совершенно другая культура. Петя, наоборот, человек из клубной среды, даже из панк-культуры, я бы сказал. Такая дикая смесь, казалось бы, но при этом она не изменила явно энергетики, потому что люди изначально понимали и знали, что такое ОКЕАН ЕЛЬЗИ. Поэтому, я думаю, изменился музыкальный почерк, манера игры, но не энергетика.
- Никогда не хотелось поэкспериментировать со звучанием и стилями, сделать шаг в сторону, не зная, каким он при этом будет, - назад или вперёд?
- Ну, например?
- Полностью изменить звучание.
- Это не возможно. Ну, вот, человек может подстричься налысо и вроде бы стать совершенно другим. Но когда начнёшь с ним разговаривать, поймёшь, что это тот же самый человек. Изменить звучание в плане кардинального подхода к аранжировкам возможно, мы об этом думаем и, может быть, сделаем что-то очень нетрадиционное, но всё равно это будет ОКЕАН ЕЛЬЗИ. Во-первых, потому что голос я никак не изменю, а во-вторых, всё-таки главное не аранжировки, я считаю. Главное – то, что даёт тебе возможность сделать это именно так, а не по-другому.
- Политические события повлияли на ваш альбом?
- Каким образом? Разве это слышно где-то? Знаете, плохой художник тот, кто подстраивается под политику. Я никоим образом не хочу сказать, что государственные или общественные дела – это неважно, потому что они очень важны, и я в них активно участвовал. Но всё же я бы сказал так: мне почему-то кажется, что произведения искусства живут дольше, чем память о политических событиях. Если произведения, конечно, настоящие.
- Тем не менее, вы достаточно активно уже проявили себя в политике. Вы считаете, что рок-н-ролл – слишком медленный путь изменить если не мир, то ситуацию в отдельной стране? Или это вообще не путь?
- Дело в том, что я, в общем-то, и занимался тем, что пел песни. Я занимался музыкой, а не пошёл на переговоры с кем-то. Хотя нет, ходил в Киевский университет, общался с ректором. Но я не считаю себя политиком, по крайней мере, сейчас. Я считал себя, скорее, просто известным человеком, который помогает людям поверить, что-то, что они делают, - это правда. Потому что я сам в это верю, и всё. Именно по причине этого я человек, которого ассоциируют с политикой, и который имеет там кучу всяких обязанностей. И при том я совершенно чётко, спокойно и уверенно, вопреки всем ожиданиям, отказался баллотироваться в депутаты, хотя это все почему-то предсказывали. Моя цельная концепция мира и жизни пока этого не предполагает. Я не исключаю этого когда-нибудь в будущем, но сейчас, мне кажется, моя музыкальная миссия гораздо важнее.
- Вы считаете, что Украине и России место в Европе? Не слишком ли наши страны отличаются по менталитету от стран ЕС?
- Я могу сказать за свою страну, потому что знаю её хорошо. Украина всегда была Европой. Давайте начнём с того, что Киевская Русь была одним из самых развитых европейских государств, и только с приходом восточных завоевателей статус европейского государства размылся и перешёл в другие формы, и с тех пор, в общем-то, так до конца и не вернулся. Но по ментальности Украина – давно Европа, и наша задача только осуществить это фактически. Спекуляции на тему каких-то европейских стремлений Украины абсолютно неправильны, потому что это естественный процесс. Мы европейская нация, мы хотим быть максимально интегрированы во всё, что связано с Европой. Но когда мы говорим о конкретных вещах, тут надо очень крепко думать. Например, разговоры о вступлении в такие структуры, как ЕС я считаю преждевременными. Потому что сначала надо понять, что это вообще такое, и что значит быть в ЕС, готовы ли мы к нему, готовы ли они к нам, и так далее.
- Есть темы, которые вы никогда не будете затрагивать в своём творчестве?
- Вещи, о которых я никогда не буду писать, это вещи, о которых я никогда не буду думать.
- За вдохновением в самые неожиданные места заходите? Срываетесь в другие города один?
- Ну, я был несколько дней назад в Лондоне совершенно один. Взял, сорвался, поехал. Три дня гулял по городу, не видя никого и не слыша. Три дня не общался ни с кем, кроме как по телефону, и то посредством SMS.
- Вы записываете свои альбомы на украинских студиях. Как вы относитесь к тому, что сейчас стало модно записывать альбомы на Западе? Иногда без особой на то надобности…
- По мне так главная причина, по которой русские музыканты туда ездят, - наши, кстати, меньше ездят, - потому что это пиар хороший. Считается, что если записался где-то на Западе, значит, это круто. Но, тем не менее, большинство студий, в которых пишутся эти музыканты, и которые я видел, - это студии довольно среднего уровня. Они недорогие, и результат они дают ничуть не лучший, чем наши. Иногда они даже хуже, чем наши, потому что инженеры и продюсеры, которые там работают, очень формально подходят к делу. Именно поэтому последние свои пластинки, ведущие российские музыканты, насколько я знаю, записывали в России. Если записываться на студии первого класса, , и иметь контакт с продюсером мирового уровня, который понимает, чего ты хочешь, - конечно, оно того стоит. Но пока единственный продукт из всех, что прозвучали из постсоветского пространства, по которому было видно, что он сделан на западном уровне, - переделанная на английский манер песня ТАТУ. Ну, если кто-то меня убедит, что те студии, на которых они все пишутся, лучшие, - я поеду туда. Мы ищем возможность записать что-нибудь или поработать с кем-нибудь из продюсеров западного уровня, который бы очень хорошо бы понимал, что нужно ОКЕАНУ ЕЛЬЗИ, но пока мы ещё к этому не пришли.
- Не бывает ли так, что на концертах за пределами страны вы чувствуете, что идёт очень большая отдача из зала, но, вместе с тем, пришли люди, которые впервые на вашем концерте, и не знают песни наизусть. Чувствуете ли вы, что отдача могла быть ещё сильнее, если бы вы пели на другом языке?
- Может быть, может быть. Но если бы у нас были исключительно материальные или, назовём так, социальные амбиции, то, наверное, мы бы сделали всё, чтобы стать более популярными.
- Записали бы альбом на английском?
- Да. Но этого я не хочу делать до определённого момента, и это касается не только английского языка, а любого, в том числе русского. Я бы не хотел этого делать, пока не пойму, что у меня естественно получается писать. Писать искусственные тексты… Вокруг столько искусственного, да ещё и ОКЕАН ЕЛЬЗИ к этому прибавить… Ещё один лишний труд творческий – зачем?
- Оформление обложки. Вы всегда всё держите под строгим контролем, придумывая концепцию альбома и дизайн, или доверяете другим людям?
- Да, сами. Обложка – это часть альбома. Это идея группы. Первая наша обложка была сделана совместными усилиями, и сейчас она мне не очень нравится. Потому что мы тогда сами себе не принадлежали. Ко всем остальным обложкам группа имела прямое отношение, - в частности, к последней. Концептуальная идея принадлежит мне, а художественная идея принадлежит Ляле Фонарёвой, которая взяла и воплотила её в жизнь.
- Вы много раз упоминали, что были битломаном…
- Битломаном я был, когда считал, что вся остальная музыка – фигня. У меня был такой период, года три. С тринадцати до шестнадцати лет, когда я, в общем-то, кроме THE BEATLES ничего не знал. И это, кстати, было хорошо, потому что дало мне возможность досконально изучить именно эту группу, а поскольку у THE BEATLES есть всё, то я так быстренько выучил энциклопедию современной рок-музыки. На примере одного артиста, но очень глубоко. Потом у меня был период, когда я считал, что вся музыка того времени хорошая, а потом, когда я стал музыкантом, понял, что не бывает плохой музыки или хорошей, - бывает музыка, которая близка и которая не близка. Я с удовольствием сейчас слушаю всё, начиная со Стравинского или Шнитке и заканчивая совершенно лёгкой поп-музыкой, типа DESTINY`S CHILD.
- Как вы думаете, кто-то сможет ещё к THE BEATLES приблизиться? Не по размерам истерии, а по значимости?
- Во-первых, я, как бывший битломан, выскажу такую крамольную мысль: этот статус силён в основном у нас. В Америке THE BEATLES остаются легендой, но совершенно очевидно, что Пресли и THE ROLLING STONES не уступают им в этом. В самой Англии, наверное, нет, но, опять же, это субъективно. Я думаю, что эталон THE BEATLES у нас преувеличен ещё и потому, что для нас это вообще была единственная легенда, на которую все молились, хотя в то время было много хорошей музыки. И второй момент: я не думаю, что кто-то достигнет уровня THE BEATLES по популярности, и вообще уровня музыки 60-х – начала 70-х, потому что тогда была тысяча названий, из которых надо было выбрать десять. Сейчас названий миллион, из которого надо выбрать десять тысяч, вот и вся разница. Слишком быстро всё меняется и не успевает созреть, что ли. Сейчас в активной фазе новые музыкальные проекты, и даже великая группа 90-х RADIOHEAD в связи с огромным количеством давления другого музыкального материала, согласитесь, затерялась в мировом ощущении того, что происходит в музыке. То есть профессионалы и меломаны, естественно, ценят их, но глобально их немножко незаслуженно не донесли до того уровня, который им нужен. Поэтому чем дальше, тем гигантских звёзд вообще будет всё меньше и меньше. Хотя не исключаю, что что-то изменится.
-Тяжело быть на позиции лидера?
- Нам? Я думаю, нет.
- Ответственность налагает?
- Да никакой ответственности это не налагает. Если бы я думал о каком-то соцсоревновании или как там это называется, давно бы всё уже закончилось. Надо просто делать музыку. Никто мне не верит, все думают, что я лукавлю, когда я говорю, что главный успех ОКЕАНА ЕЛЬЗИ – исключительно музыка. Честно, у нас столько проблем всяких во всех остальных аспектах… Это кажется, что всё прекрасно и хорошо. Но наружу выносится просто любовь к музыке, желание играть и то, как мы к этому относимся, - это всегда паровоз тянет. Я стопроцентно уверен, что если кто-то другой будет настолько же отдавать себя, - у него будет то же самое, и даже, может быть, лучше.


________________________________
июнь 2006 г.
Автор Светлана Букреева
Источник: журнал FUZZ 

 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!