Океан Эльзы: не сдавшийся без бою (01.2006г.)
Год назад „Океан Ельзи" собирался на гастроли в Россию, но украинская „оранжевая революция" не позволила Святославу Вакарчуку и компании вырваться из Киева — вместе с другими звездами они ежедневно давали концерты на Майдане незалежности. Порядок на родине наведен: революция победила, Вакарчук стал советником президента Ющенко по культуре и молодежной политике, а „Океан Ельзи" выпустили альбом „Gloria", побивший на Украине тиражный рекорд. Теперь можно и опять запланировать российский тур. Он состоится в феврале, а в декабре „Океаны" съездили на разведку, чтобы дать в Москве пресс-конференцию, пару клубных концертов и интервью PLAY.
- Спустя год после „оранжевой революции" нет ли разочарования от того, что нынче все складывается не так гладко?
- Когда ты вечером посещаешь хороший шумный день рождения, на следующее утро всегда чувствуешь некое опустошение. Это не значит, что вчера было плохо, просто так устроены человеческий организм, психика. Так же и здесь - после эйфории всегда следует такая растерянность: а что дальше? Майдан закончился, что делать теперь? Тут главное терпение и понимание, что на Майдан ты выходил для того, чтобы потом иметь возможность что-то менять. В этом смысле я считаю, что все хорошо. Украину уже признали страной с рыночной экономикой, в ближайшее время будем стараться интегрироваться в другие общеевропейские структуры. Так что разочарования у меня нет, но есть своё мнение о том, что было сделано неправильно. Но я хотел бы оставить это мнение при себе, потому что я не политолог.
- В прошлый раз мы с вами беседовали год назад перед российским туром, который так и не состоялся: события на родине не позволили вам отвлечься. Сейчас готовится новый тур...
- Я понял ваш вопрос (смеется). Вроде больше пока революции не намечается.
- А люди вообще могут второй раз выйти на Майдан в случае чего?
- Я бы не хотел, чтобы был повод. Хорошо, что все у нас кончилось мирно, красиво и без жертв. Вы же видели, что происходит в других странах – не дай Господь. Я думаю, что лучше в дальнейшем обойтись без революций.
- Правда ли, что там все выступали бесплатно?
-Да.
- Наши рокеры, когда мы обсуждали киевские события, говорили: представляете, какая там сцена, аппарат, сколько стоит их использование в течение месяца?
- Технические вещи, конечно, оплачивались - людям же надо на что-то жить. Артисты, которые в состоя-нии сами о себе позаботиться, в один голос отказались от денег. Понимаете, там вообще была другая ситуация — никто ведь нас не приглашал, мы сами приходили, предлагали что-то делать. Если бы у меня самого не было четкого настроя, я бы никуда не пошел. Я вообще человек фанатичный: при температуре 39,5 не отменяю концерт. Так что, чтобы отменить этот тур, нужны были ну очень серьезные причины. Было жутко неудобно перед нашими российскими поклонниками, но я понимал, что поступить по-другому в тот момент нельзя было.
- В чём заключаются ваши обязанности как советника президента Украины?
- В Штатах должность советника очень «запротоколирована», все функции конкретизированы. А у нас это скорее роль человека, готового поделиться опытом, а не чиновника, ответственного за конкретные решения. Я могу сказать: мне кажется, что нужно сделать так-то и так-то, потому что мы это делали именно так. Потом, я много общаюсь с молодежью и знаю, о чем она думает. Прекрасно, что советником по молодёжной политике является человек, который сам ещё недавно учился в университете. И министры у нас сейчас молодые. Человеку из другого поколения не под силу грамотно заниматься проблемами молодежи. Обороной, экономикой - может быть.
- А часто за советами обращаются?
- Это не обязательно должен быть президент. За советами обращаются многие люди, другие политики из команды Ющенко. Я стараюсь, не участвуя в политике, приносить при этом какую-то пользу для государства, например, пытаюсь своим авторитетом привлекать внимание к каким-то проблемам, собирать средства на благотворительность. Сейчас начали поддерживать такой проект, как Специальная Олимпиада – это Олимпиада для людей с умственными отклонениями. Поддерживаем программу по борьбе с торговлей людьми, помогаем детским домам. Часть денег находим сами, но мы не мультимиллионеры, поэтому своих средств на все не хватает. Приходится своим авторитетом людей убеждать участвовать в благотворительных программах.
- Каким классом вы летаете?
- Как когда. В основном летаем рейсовыми самолётами. Я считаю, что класс – это понты. Класс имеет значение при перелетах на дальние расстояния, например, в Таиланд или Владивосток. А из Москвы в Киев... Когда я один, летаю бизнес-классом, когда с группой, стараюсь вместе с ребятами. Когда у тебя есть признание, этот внешний пафос не имеет значения.
- Уволенный из группы Павел Гудимов дал несколько интервью, в которых обвинил вас в звёздной болезни, больших гонорарах и полетах в бизнес-классе отдельно от группы.
- Естественно, сторона, считающая себя оскорбленной, может говорить все, что угодно, и его слова вызо-вут сочувствие. На самом деле 80% сказанного не соответствовало действительности. Почему я ничего не опровергаю? Да просто не хочу в это ввязываться. На самом деле сейчас коллектив настолько же дружный, каким я помню "Океан Эльзы" лет семь назад. Вернулось ощущение команды – люди, которые сейчас играют (Пётр Чернявский – гитара, Денис Дудко – бас, Денис Глинин – ударные, Милош – клавишные), больше по характеру друг другу подходят. Дима с Юрой (Шуров и Хусточка, образовавшие после ухода из „ОЕ" группу Esthetic Education - Прим. PLAY) по зодиакальному знаку Скорпионы, мне, Тельцу, было очень сложно с ними, я никогда до конца не понимал, что в них на самом деле происходит...
- И сейчас они делают такую же непонятную музыку...
- Уже нет. Я слышал их вторую пластинку, теперь это совершенно коммерческая музыка. Не хочу сказать, что она примитивна — просто это уже не андеграунд. С их уходом все понятно — дело в амбициях, они хотели делать музыку сами.
- А Гудимов?
- Просто был потерян контакт. Когда мы объясняли журналистам, что утрачен творческий контакт, все говорили, что это у нас отмазка такая. Но я не знаю, как сформулировать по-другому. То, что я на репетициях называл черным, он определял как белое. Это уже не просто разные мнения и споры, в которых рождается истина, а отсутствие точек соприкосновения. У нас остались нормальные человеческие взаимоотношения... ну, стали постепенно вырабатываться, скажем так. Я к Паше с большим уважением отношусь как к личности, он очень целеустремленный человек. У него своеобразный стиль в творчестве, и ему, я думаю, подходит быть индивидуалистом.
- Теперь у вас в группе опять коллективное творчество?
- Так получилось, что в альбоме „Gloria" все песни мои. Раньше были совместные песни, а на первом альбоме мы вообще практиковали коллективное творчество. Но я не сторонник коллективного творчества. Лучше, чтобы все приносили идеи, и из этих идей надо выбирать наиболее достойные – как Beatles. Ви-димо, в "Gloria", кроме меня, никто не хотел много показывать. Сейчас мы попробовали сесть в студии и сделать вместе несколько вещей. Видно, что это такие придуманные вещи, но они тоже имеют право на жизнь.
- Про атмосферу в группе вы рассказали. А на звучание перемены в составе сильно повлияли?
- Ну вы ведь писали какие-то рецензии, чего же меня спрашиваете? Вы всё уже написали.
- Ваше мнение хочется услышать.
- Я считаю, и тот "Океан Ельзи" был хорош, и этот. Время идет, но по пятибалльной шкале я б и там и там поставил пятерки. Если оценивать сам альбом „Gloria", на данный момент он самый родной для меня. Думаю, что он будет больше нравиться взрослым людям и чуть меньше молодёжи.
- У вас на родине этот альбом какие-то рекорды Гиннесса установил...
- Насчёт Гиннесса не знаю, но на сегодня продано 200 тысяч копий.
- А как вы оцениваете его перспективы и показатели продаж в России?
- Цифр я ещё не знаю, но мне сказали, что идет очень хорошо. Цифры мне и не важны, главное, чтобы все говорили: „Я слушал твой альбом”.
- Можете сравнить музыкальный рынок России и Украины?
- В России музыкальный рынок лучше структурирован. Здесь очень много людей, которые черпают свои познания из андеграундной культуры. С другой стороны, массовая аудитория слушает то, что язык не поворачивается назвать музыкой. Российский шоу-бизнес — это когда увидеть артиста для зрителя важнее, чем услышать, как он поет. То есть массовая аудитория ориентируется на визуальные эффекты: у кого какой размер, кто с кем и сколько раз... На Украине другая ситуация: массовая музыка у нас намного естественнее. Нет такого доминирования искусственных продюсерских проектов, большинство наших звезд — self made. Самые популярные имена в украинской музыке относятся к року – в том числе и Руслана, начи-навшая с рок-музыки. В противовес этому есть только „ВИА Гра", но и то это очень качественный продукт — нельзя не порадоваться за Костю Меладзе, что он именно так делает коммерческую музыку.
- „ВИА Гра" как раз объявила о рас¬паде...
- В очередной раз?
- Думаете, пиар-ход?
- Ну, даже если „ВИА Гры" не будет, их авторы найдут, чем заняться дальше. Да и сами девушки имеют хорошие перспективы. Алена Винницкая, первой ушедшая из „ВИА Гры", уже достаточно популярная сольная артистка.
- Вы не хотите для российского рынка делать в буклете альбома переводы песен на русский язык? А то ведь доходит до абсурда: некоторые думали, что песня «Без бою» — про киевские баррикады, а не про взаимоотношения мужчины и женщины.
- Мы скоро запустим русскоязычную версию сайта - под тур. Да, переводы – это хорошая идея, мы обязательно об этом подумаем. Вас указывать как её автора?
- Укажите, отчего же нет. Вы часто сами слушаете свои альбомы?
- За что мне нравится „Океан Ельзи" (смеется), так это за то, что я могу через какое-то время послушать песню, от которой раньше уже тошнило, - и получаю удовольствие. График такой: полгода после выпуска нового альбома его вообще не слушаешь, а потом слушаешь с периодичностью примерно раз в месяц. Причем ставлю не из профессионального интереса. Я реально люблю слушать „Океан Ельзи"! Правда, не все. Люблю „Янанебiбув”, „Суперсiметрию”, не знаю, как будет с „Gloria”. „Модель” - меньше, “Там, де нас нема” вообще не слушаю.
- Согласны с тем, что на „Gloria" меньше ярко выраженных хитов?
- Конечно. Но вот вам контраргумент: на пластинке Pink Floyd „Dark Side Of The Moon" есть только один хит-сингл – песня „Money", — и даже она выше восьмого или пятого места не поднялась. При этом диск признан лучшей пластинкой всех времен и наро¬дов. Альбом — это же альбом, а не сборник хитовых песен „Русская музыка-28". Думаю, мы запустим еще два сингла с него – не буду пока называть какие.
- Есть ли у вас бизнес помимо музыки?
- Пассивный.
- То есть вложенный капитал?
- Да.
- А в какой области?
- Скажем так, в околомузыкальной. Но поскольку я этим плотно не занимаюсь, то отвечать за это не могу. Я в первую очередь музыкант. Да и во вторую тоже.
- Ваш контракт с „Пепси-колой" продолжает действовать?
- Да что вы, это было в 2001 году! Мы уже забыли про него.
- Как вы относитесь к скачиванию музыки из Интернета?
- Как музыкант я отношусь к этому негативно. Но, будучи разумным человеком, я понимаю, что за этим будущее. Как бы там ни было, материальные носители не смогут конкурировать с виртуальными. Кстати, уже ведь есть легальные сервисы скачивания из Интернета за деньги.
- Сами когда-нибудь скачивали?
- Нет, я предпочитало по старинке — подержать в руке, посмотреть. Тем более что качество даже при очень хорошем сжатии, мне кажется, уступает нарезанным дискам. Я вообще не меломан, ваш журнал для меня всегда откровение. Когда я его беру, я не знаю 80% исполнителей, диски которых вы рецензируете. Хорошо я знаю творчество, может быть, тридцати исполнителей, которые мне нравятся. Все остальное — просто поверхностное знакомство на уровне „слышал — не слышал".
- Что в последнее время порадовало?
- Мне очень понравился последний альбом Стиви Уандера. Я вообще очень люблю этого исполнителя.

СОВЕТ СОВЕТНИКА
5 альбомов, которые стоят в CD-чейнджере в машине Святослава Вакарчука
1-2. Рэй Чарльз “The Best” (двойной)
3. Майлз Дэвис “Kind Of Blue”. Это вообще гениальный альбом. Мой вам совет: если вы любите джаз и хотите кого-то подсадить на него, дайте человеку эту пластинку. Если начать с неё, джаз никогда не будет раздражать.
4. Обязательно какой-нибудь диск Radiohead. Они там меняются, сейчас не помню, какой стоит… по-моему, Amnesiac.
5. The Beatles “White Album”, первая часть. Вторая куда-то пропала, надо найти.
________________________________
январь 2006 г.
Автор Алексей Мажаев
Источник: журнал PLAY №1
 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!