Океаномания стартовала! (07.10.2005г.)
(Почти научное исследование ("Океан Эльзы")

Анализ дискографии самой популярной на сегодняшний день украинской рок-группы особенно занимателен в свете выхода их последнего альбома — «Gloria».
Надо сказать, только львовская группа в середине 1990-х появилась в Киеве, у нее уже было свое лицо. Условно его можно обозначить как «готика в блюзе». Строгие и ясные аранжировки, жесткий ударник, яркие мелодии и некая сердечность (не переходящая в сентиментальность) голоса Святослава Вакарчука.
Удачная раскрутка песни «Там, де нас нема» продюсером Виталием Климовым делает группу популярной на просторах СНГ, поскольку клип на эту песню был запущен на «Biz- TV». Святослава, сидящего в холодильнике, запомнили все. Действительно, как в старом анекдоте, «Там, де нас нема» раздавалось уже не только из приемников — но и из холодильников, и стиральных машин. Необычная стилистика, евроблюзовая манера, метафоричность текстов и в то же время доступность материала сразу сделали группу известной.
Кроме суперхита «Там, де нас нема» в одноименном альбоме 1999 года было достаточно большое количество запоминающихся, экспрессивных вещей: «Я почую голос твій», «Позич мені сонце», и, на мой взгляд, самая драматически-классная — «Поїзд чужа любов».
В 2000 году вышел следующий СD — «Янанебібув». Лирическая баллада «Відпусти» была не менее сильной, чем «Там, де нас нема», хотя совершенно другого плана. Вакарчук, как ни странно, из молодого поколения рок-музыкантов на СНГ-эшных просторах чуть ли не единственный, кто песни о любви может доводить до красивого трагического пафоса. «Мумий Тролль», Земфира тоже имели интересные лирические штучки, но при этом они были музыкально менее выразительными. «Би-2» — напротив — мелодически наиболее сильная группа, но в стихах — полубред. «Океан Ельзи» выгодно отличался и от одних, и от других органичностью слов и музыки. И хотя в его песнях хватало надрыва, это не доходило до истеричности Земфиры, а юмор не становился циничным, как у Ильи Лагутенко.
Если кто-то, допустим, из патриотических соображений ждет параллелей с «ВВ», то «Вопли Видоплясова» — по части лиризма вообще никогда не впечатляли. Они начали от жесткого соц-артовского панка («Танці») и лет через восемь дошли до интересного этнического панк-рока в таких композициях как «Весна» и «День народження» (умудрившись в последнюю песню мастерски вплести гитарную аранжировку в индийском стиле, что говорит о чрезвычайной интуиции Скрипки, который таким образом первый в Украине откликнулся на мировую тенденцию сближения Востока и Запада). Но как ни напрягаюсь, не могу вспомнить никакой по-настоящему лирической композиции Олега. Это — или разухабистый этнический рок-н-ролл, размах и душевность которому придает виртуозное владение лидера баяном, или откровенный стеб, вроде перепевок песен из советских кинофильмов — «Постой, паровоз» или «Я прошу хоть ненадолго...» Песни Олега в духе «Глибина» — зал пережидает, когда же он перестанет «давить умняк» и «ухнет»...
Так что если говорить о двух рок-лидерах на территории Украины — «ВВ» и «ОЕ»: они не пересекаются, а существуют как бы в параллельных измерениях.
С выходом третьего альбома «Океана» — «Модель» (2001) — группа становится не только известной, но и популярной. Ее творчества уже ждали. В 2001 году FM-радиостанции покоряет ударный хит, где саркастически (но не без теплоты) показаны взаимоотношения лирического героя со своим автомобилем — «911». Вослед запущен шлягер — «Друг» — тонкая любовная баллада. Группа гораздо больше подключила синтезаторы, гармонику, проявив музыкальную пластичность и изобретая все более изощренные ходы.
Стало ясно: Вакарчук — это уже очень высокий уровень, и от него следует ждать чего-то экстраординарного. В интервью ряду украинских и московских изданий он тогда сказал, что нужны только деньги и время для того, чтобы создать концептуальный альбом. Когда, по видимому, нашлось и первое, и второе, в 2003 году на свет появился откровенный шедевр — диск «Суперсиметрія».
Не знаю, тщательно ли Вакарчук продумывал последовательность композиций, либо он действовал по наитию, но даже с этой точки построения альбома — это настоящий прорыв. В чем он выражается? С первой по последнюю песню, (а их там одиннадцать), идет постепенное уменьшение электронных, электрических инструментов — в пользу акустики.
В первой песне «Кішка» звучит электрофанк, цепляющий сексуальное начало (которому очень подходит прикольность и отвязность текста), близкий стилю Джорджа Майкла. Затем постепенное сексуальное присутствие в песнях начинает уступать место лирическому. Через блюз «Suzi», чудесная простота пятой и шестой композиций, «Мене» и «Для тебе» (одна переходит в другую) — просто поражает. Вакарчук свел все звучание практически к квиновской ясности 1970 х: фортепиано, электрогитара, ударник. Все! Этот «простой» набор инструментов сообщает звучанию композиции тончайшую прелесть и прозрачность.
В мире по части звука было сделано уже множество открытий. И Вакарчук со знанием дела удивительно точно выбирает, словно краски, то, что ему нужно для создания должного эффекта.
9-я песня — «Холодно» — исполняется почти полностью в акустике, если не считать бас-гитары. Чтобы усилить присутствие акустических инструментов, Вакарчук подключает скрипки. «Холодно» по части щемящести, гармонии и мелодики — безусловный шедевр.
В интервью 2003 года, которое Вакарчук дал одному московскому изданию, журналистка все пытала его: «Почему же «Суперсиметрія», когда песен — одиннадцать?» На что Святослав ответил: «Мы же все-таки имеем дело с музыкой, а не с бухгалтерией». И дальше пояснял свою идею «Суперсиметрії» как «гармонию видимой и невидимой части мира». Для корреспондентки это было явно сложновато!
Что касается моего собственного представления, что ему удалось: он в одном альбоме сделал глубокий слепок человеческих эмоций, показанных в динамике: от животных страстей до одухотворенных стремлений. Коротко говоря, ему удалось идентифицировать человека: от секса до сердца. Конечно, когда одно другое не исключает, а дополняет.
Тот же самый путь проделывала музыка внутри жанров: джаза и рока. Начиная, по сути, с танцевальной музыки, несущей страсть, и заканчивая нежными и философскими произведениями. Но эта общая тенденция, что в джазе, что в роке, длилась десятилетиями. Тот или иной диапазон человеческих эмоций выражали то одни, то другие музыканты. Были и такие, которые трансформировали эту тенденцию в своем творчестве, но таких — уже единицы. Но чтобы этот путь показать в рамках одного альбома — такого в мировой практике я не знаю.
«Суперсиметрія» — совершенное произведение искусства. Оно сохраняет свою симметричность, как, к примеру, кристалл: как известно, если раздробить его на маленькие кусочки, то каждый из них явит форму большого кристалла. Живого и переливающегося! Любая песня, взятая из этого диска, хороша сама по себе. Но собранные вместе они образуют какое-то третье качество. Кстати, можно отметить и изящное в своей простоте, оформление обложки, где помещен снимок открытого фортепиано. Симметрия черных и белых клавиш. Как в жизни. «Суперсиметрія» — гениальная работа от и до.
Вообще-то создав такое совершенное творение, Вакарчуку ничего не оставалось, как написать что-нибудь послабее. Ведь четвертый альбом закончил цикл. Тем не менее, я, как и многие поклонники, ждали от создателя «Суперсиметрії» нового откровения.
Прошло два с половиной года. (Опускаем аллюзии, связанные с участием группы в оранжевой революции и пертурбации в коллективе). И вот в июне на радио сначала появляется песня «Без бою». Сохраняя привычную стилистику «Океана Ельзи», здесь при помощи колоколов, хоров и многого другого создается более мощное звучание. Этой композиции присущ пафос, который сродни симфопоэмам или ораториям. Тем не менее, Вакарчук умудрился естественно вплести эти «торжественные» звуки в формат лирической песни, сохранив ее простоту. А это — пройти по лезвию.
Песня вышла очень энергетической и стала хитом лета 2005. Грамотно переждав месяца два, была запущена вторая вещица из будущего альбома — «Вище неба». В принципе все, что относилось к «Без бою» относится и к «Вище неба». Она тоже сразу стала хитом, хотя, возможно, и не таким оглушающе-успешным. Но, безусловно, удвоившим интерес слушателей.
И вот в конце сентября уже основательно подогретую аудиторию Вакарчук огорошил диском «Gloria», что, кстати говоря, в переводе означает — слава.
Как известно, за одни сутки было продано сто тысяч экземпляров альбома, что побило все украинские рекорды.
Я порасспрашивал продавцов музыкальных магазинов, они все, как один, утверждали, что «задолбались» отвечать девушкам энд женщинам (хотя хватает и поклонников, просто фанатки, понятно, более преданны и навязчивы), когда же появится новый альбом «ОЕ»? Ажиотаж витал в воздухе. Но что взрыв будет настолько ошеломляющим — не ожидал никто!
Теперь что касается содержания нового диска. Такой концепции, которая была в «Суперсиметрії» и такой ровности, которая была там, здесь нет. Тем не менее, материал сделан очень добротно. Опять же в некоторых вещах звучат квиновские интонации (только уже электронный «Куин» 1980-х) и даже пинкфлойдовские. Забавно, что именно песня «Gloria», начинается в духе «Квин», а в финиширует типично пинкфлойдовской синтезаторной аранжировкой. Но в целом Вакарчук творит в своем собственном стиле, поэтому ни о каком слепом подражании не может быть и речи.
Хотя, повторяю, этот альбом, возможно, и не настолько ровен, как предыдущий — два мегахита «Без бою» и «Вище неба» вывели «Океан Ельзи» на новую орбиту.
Можно засвидетельствовать начало реальной океаномании. «Gloria» — стало той пятой «каплей», сорвавшей «лавину» популярности.
Истерия у публики на концерте «Океана» уже будет обеспечена только самим присутствием участников группы на сцене. И это — заслуженно. Поскольку как бы критики к чему ни придирались, энергетически «Океан Ельзи» набрал уже такую приличную критическую массу заводных вещей, такой заряд, который уже просто сам по себе является двигателем гиперуспеха.
В принципе, если вспомнить, например, из западных звезд, карьеру Элтона Джона, то в начале его дискографии были альбомы, сплошь состоящие из хитов. Такие как, например, «Don’t shoot me I’m only the piano player» (1972) или «Goodby yellow brick road» (1973, «двухплитник»). В 1970-е эта тенденция удерживалась. Однако в 1980-х и в 1990-х не скажу, что его пластинки изобиловали супермелодиями, но из каждого альбома одна-две были гениальными. Что в целом ему позволяло удерживать статус суперстар на фоне достаточно жесткой конкуренции в западном шоу-бизнесе.
Кстати, в свете вышесказанного, для Вакарчука возникает и чисто украинская проблема, локальная. Конкуренции на сегодняшний момент на территории Украины ему не может составить никто. Он стоит отдельно от всей эстрады. (Ничего плохого, естественно, я не могу сказать про Руслану и ее успех на «Евровидении», но все же она работает на другом поле: поп-денсовой музыки, которая по сути своей далека от тех задач, которые удается решать Вакарчуку).
Да и на просторах СНГ, я бы сказал, по части динамики развития и уровня «Океан Ельзи» — самая яркая рок-группа. Которая, к тому же, нравится как и искушенным меломанам, так и широкой аудитории. Как говорится, и городам, и селам. И даже если пока есть какие-то политические препоны (вроде того, как сообщалось в прессе, что их директора выслали без объяснений из Москвы), которые, вероятно, связаны с тем, что группа в какой-то степени олицетворяла оранжевую революцию — считаю, что коммерческие соображения победят. (Если уже Брежнев «ненавсегда», то Путин — тем более). Океаномания ждет и Россию. Но!
Все это с одной стороны — здорово, а с другой — лишает группу нормальной конкуренции, позволяющей развиваться. Пока «ОЕ» спасает самодисциплина Вакарчука и ориентирование на классику западного рока.
Мне очень бы хотелось пожелать Святославу выйти на рельсы мирового шоу-бизнеса, не зацикливаясь на просторах бывшего СССР. Ведь «ОЕ» даже в своем первом альбоме «Там, де нас нема» записывал вполне достойный трек на английском — «Long Time Ago». Насколько я, правда, слышал, западные продюсеры не слишком заинтересовались материалом предоставленным группой. Или недостаточная работа была проведена в этом направлении, не знаю?
Во всяком случае, прецедент прорыва на мировой рынок уже был в России в лице «Тату». Хотя это было достижение, скорее, продюсера Шаповалова (а не участниц группы!), который неплохо просчитал и осуществил этот проект, для раскрутки мудро связавшись с таким мегаконцерном, как «Sony Music».
Мне бы очень хотелось, чтобы хиты «Океана» попадали в ротацию, как и «Тату», на просторах от Англии до Японии. Как перевести вещи в англоязычный вариант — отдельная сверхзадача. В особенности это сложно сделать, учитывая, что Вакарчук достаточно талантливый поэт, и образы свои высекает, облекая их в украинский язык, на котором привык думать.
В России есть еще положительный пример в лице Леонида Агутина, который сумел выйти на джаз-гитариста с мировым уровнем Al Di Meola и уже записал с ним альбом, продающийся, правда, только в джазовых секциях, однако — по всему миру.
Конечно, дабы развивать свой успех «Океану» нужно переходить границы. Но даже если перевод на английские рельсы и не произойдет, поскольку западным продюсерам, возможно, материал, предоставляемый группой, кажется слишком оригинальным (а значит, не очень похожим на товар в их представлении), хочу пожелать автору и солисту в одном лице Святославу (и его ребятам) дальнейших творческих побед. Чему залогом является искренняя подача Вакарчуком себя в своем творчестве: из его песен продолжает вырисовываться образ робкого, часто нерешительного, чувствительного, противоречивого, смешивающего сны и реальность, но симпатичного молодого человека. И этот главный герой композиций «ОЕ» — весьма убедителен. В таких вещах врать нельзя — и Святослав тут абсолютно откровенен.
Так или и иначе, но произведения «Океана Ельзи» являются отрадой для любого меломана. Проживающего как у нас, так и, будем надеяться, на оставшейся части планеты.

________________________________
07 октября 2005 г.
Автор Константин Рылев
 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!