Не называйте нас мейнстримом! (2003г.)
ОКЕАН ЕЛЬЗИ - одна из немногих украинских групп, которую в России слушает явно не меньше народа, чем на родине. В отличие от "старших товарищей" Воплей Видоплясова, принадлежность "Океана" к Украине выдает только язык, на котором они поют. Вокалист группы Святослав Вакарчук с гармонью на сцену не выходит и песню "Ты ж мене пiдманула" не исполняет. Дурацкие вопросы про борщи, сало и горилку ему тоже лучше не задавать. Но при этом "Океан" в угоду публике никогда не пел по-русски, просто потому что Слава не умеет писать песни на неродном языке.

В конце марта ОКЕАН ЕЛЬЗИ выпустили новый альбом "Суперсиметрия" и презентовали его в Москве. За несколько часов до конерта мы встретились с солистом "Океана" Святославом Вакарчуком в клубе Б2, где состоялась презентация диска. Вакарчук только что прилетел из Киева и в ожидании остальных музыкантов, которые ехали поездом, общался с журналистами.

РОЛ: Много говорилось о том, что название нового альбома отсылает к твоей диссертации, по-твоему, музыка и физика хоть как-то могут пересекаться, за исключением того, что в 60-х годах физики пели под гитару?
Святослав Вакарчук: Ничего себе! А ты знаешь о том, что гитарист Queen Брайан Мэй был физик по образованию? А как он играл на гитаре! А вообще, так может говорить только человек, который получал в школе тройки по физике.

РОЛ: Изредка были и четверки.
С.В.: Та физика, которой я занимался, теоретическая физика, делится на 2 части: одна - это творчество, другая - бухгалтерия. Я занимался творчеством. Люди, которые придумали электричество, они не писали много цифр, не считали на компьютере, они придумали это в голове и на бумаге. А потом другие создавали лампы, понимаешь? Писать законы природы - это так же интересно, как и создавать музыку.

РОЛ: Песня с предыдущего альбома «Вулиця» заканчивалась аннотацией к той самой диссертации, по твоим словам, для того, чтобы люди подсознательно проникали в какие-то другие области — не только в музыку. Это была шутка?
С.В.: Диссертация еще недоделанная была. Но это была не шутка. Хотя... Давай, назовем это шуткой! Знаешь, как это было? Я говорю: "Давай вставим какие-нибудь слова". А что вставим? Текста нет? А у меня как раз в голове была эта диссертация. Вот и вставили.

РОЛ: И до сих пор диссертация не закончена?
С.В.: Хочу, но пока некогда.

РОЛ: Это же нужно на полгода все бросить, сесть и...
С.В.: Да-да-да. Пока не знаю как.

РОЛ: Может ли новый альбом "Океана Ельзи" понравиться людям, которым в принципе раньше не нравилась ваша музыка?
С.В.: Думаю, что да. Более того, он может не понравиться тем, кому мы нравились раньше, потому что он другой. Я так считаю. Я знаю многих людей, которым нравится песня "Холодно", притом, что "Океан Ельзи" им никогда не нравился. Мы стали более взрослыми. Но для меня нет цели понравиться или не понравиться. Я же не шут гороховый, я артист. Я получаю удовольствие от того, что я делаю, а параллельно мне приятно, если это кому-то нравится.

РОЛ: На вашем неофициальном сайте составлен список музыкантов, с которыми вас когда-либо сравнивали. Какое из сравнений больше всего польстило?
С.В.: Я не помню, что там написано...Но я уверен, что там есть Джим Моррисон. К этому я уже привык. И чем я похож на него, я хоть убей, не понимаю? Мне Doors нравится, и я не имею в виду, что я негативно это воспринимаю. Просто не вижу общего ничего.

РОЛ: Скорее всего, чисто внешне...
С.В.: Может быть, но внешняя похожесть, она настолько обманчива. Мне нравится сравнение с самим собой на самом деле. По музыке... Группа "Океан Ельзи" - там очень много всего намешано. Нас тяжело с чем-то одним сравнить, но может быть кто-нибудь скажет что-нибудь красивое...

РОЛ: Если бы ты мог вставить любую песню с альбома в саундтрек любого фильма, что бы это был за фильм?
С.В.: Уже есть две песни, которые будут саундтреками. Одна для сериала, а вторая - для нового фильма. Пока я, к сожалению, не могу говорить об этом вслух.

РОЛ: А из уже существующих фильмов?
С.В.: Там есть песня, которая называется "Вільний", что значит "Свободный". Я считаю, что она идеально подходит к Джеймсу Бонду.

РОЛ: К которому?
С.В.: К любому. Хотя мне не нравятся фильмы о Бонде, но она такая получилась. Мне нравятся песни некоторые из фильмов о Бонде.

РОЛ: В интернете уже нетрудно найти весь новый альбом в мр3 - вы решили, что бороться с их распространением не имеет смысла?
С.В.: Что я могу сделать? Не мы это делаем. На нашем официальном сайте его нет. Я могу, конечно, подать на них в суд, но это же глупо. При таком объеме аудиопиратства смешно с этим бороться. Я понимаю, если бы не было обычных пиратских CD, тогда это хоть имело бы смысл. Интернет пока, не говоря о Москве или Киеве, мало у кого есть, поэтому он ни на что не влияет. Но раз качают, значит людям это нравится.

РОЛ: Не могу понять, почему при уже довольно обширной дискографии "Океана Ельзи" я слышу по радио все время одни и те же ваши песни?
С.В.: А вот этот вопрос задайте, пожалуйста, программным директорам радиостанций, а не мне.

РОЛ: Неужели вы никак совсем не можете на это повлиять?
С.В.: Мы пытаемся. В Украине с этим проще, потому что там нам легче это сделать. А здесь... Мы пытаемся выпускать синглы. Каждый альбом ведь рекламируется клипами и синглами. Это мы сами выбираем, и не всегда это самые лучшие песни с альбома по нашему мнению. Они, скорее, самые яркие с точки зрения восприятия слушателей, как мы считаем. И поэтому некоторые крутят с пластинки 2-3 песни всего, потому что на них есть клипы. Это политика привита американцами, и я не знаю, хорошая она или плохая, но тот, кто захочет - пойдет и купит пластинку. Мне кажется, что радио крутит песни для тех, кто не купит пластинку. Я любимые свои группы слушаю не по радио.

РОЛ: Но я слышу песню "Океана" по радио, и она мне не нравится совсем, а потом я слушаю альбом и понимаю, что она, допустим, худшая на пластинке.
С.В.: Я понимаю, но это значит, что твои музыкальные вкусы просто сильно отличаются от вкусов тех людей, которых называют массовой аудиторией. Значит, о тебе надо говорить как об исключении, а не как о правиле, потому что если бы всем безумно не нравилось то, что крутят по радио, а нравилось другое, то, поверь мне, крутили бы другое. Это рынок.

РОЛ: Вы уже достигли того статуса, когда можете позволить себе достаточно радикальные музыкальные эксперименты. Не собираетесь этого делать? Пока у вас альбомы достаточно мейнстримовые...
С.В.: Посмотрим. Мейнстрим для меня слово достаточно обидное. Я не понимаю, почему если люди делают что-то спокойное и сдержанное по форме, но очень сильное по содержанию, почему это мейнстрим? Для меня мейнстрим - это суррогат, штамповка китайская, понимаешь? А назвать мейнстримом то, во что вложили душу нельзя, потому что это индивидуальность. Люди очень однобоко подходят. Нельзя только по форме судить о качестве продукта, потому что простые ритмы или, там, нет тяжелых гитар, или, наоборот, есть скрипки или еще что-то...Мейнстрим - это что-то такое обычное, повседневное. А наша музыка, я считаю, очень отличается от всего, что есть, по крайней мере здесь, потому что мы делаем 99% акцента на содержание, а 1% на форму. Содержание - идет речь даже не о словах, содержание энергетическое. Например, для меня U2 - это не мейнстрим. Для меня мейнстрим - это Робби Уильямс, у которого куча хитовых песен, и, тем не менее, я пластинку не куплю. А U2 - это творчество, это сильная личность Боно, это переживания, это эмоции настоящие, даже в таких, как говорят, попсовых песнях. Это сильно. Это очень сильно.

РОЛ: Чувствуется, что ты любишь U2. Интересно, какой у тебя любимый альбом?
С.В.: Я не фанат этой группы, но я их люблю. Любимый альбом - Pop, как ни странно, хотя он вообще не поп, я считаю. Он очень сильный, там есть песня Please - это моя любимая песня группы U2. Разве же это мейнстрим? А при этом всем очень нравится.

РОЛ: Ты бы хотел, чтобы "Океан Ельзи" стал таким, скажем так, монстром, как U2?
С.В.: Я бы хотел, чтобы мы стали популярны на Западе, и мы к этому прикладываем много усилий. Причем не для того, чтобы получить славу там или деньги. Просто хочется доказать, что и у нас можно делать что-то стоящее внимания.

РОЛ: ТАТУ уже доказали.
С.В.: Да, ТАТУ доказали. Сейчас модно их ругать, а я на самом деле с уважением отношусь. Но скорее даже не к ним, а к их продюсеру, потому что на самом деле ТАТУ доказали, что продакшн отсюда что-то стоит, а я хочу доказать, что музыка отсюда что-то стоит.

РОЛ: Это намного сложнее. И тогда придется менять язык...
С.В.: Конечно, сложнее. Но, ты знаешь, (улыбается) давай мы пока не будем придумывать стратегию, давай посмотрим.

РОЛ: Ваши русскоязычные фанаты учат украинский язык?
С.В.: Да. Приди на концерт - они все поют песни. И, более того, многие из них пытаются разговаривать на чатах и форумах с украинскими ребятами и что-то пытаются им писать. Это смешно, но мне это очень приятно. Пользуясь случаем, хочу передать им благодарность и сказать, что мне до слез просто приятно, что такое происходит, я всех их за это очень люблю, и еще больше хочется для них что-то сделать.

РОЛ: По-русски часто используемое в песнях выражение "заниматься любовью" звучит идиотично. Есть на украиском более достойный эквивалент?
С.В.: На украинском "займатися коханням" это немножко красивее, но дело в том, что в украинском языке есть два слова. Есть "любов" - звучит так же, как по-русски, и есть слово "кохання". Так вот "любов" - это к родине, к матери, к родителям, к друзьям, ко всем, кроме близкого человека. Интимно любовь мужчины и женщины называется "кохання" - это совершенно другое слово.

РОЛ: Ты говорил, что не можешь писать песни по-русски, потому что думаешь на украинском, то есть русский язык ты учил уже в школе?
С.В.: Да, до школы я не знал русского. Не то чтобы не знал - телевизор был, но у меня и польское телевидение было.

РОЛ: И при желании ты можешь говорить и по-польски?
С.В.: Говорить плохо могу, но понимаю все. Нет практики.

РОЛ: А английский?
С.В.: Говорю лучше, чем по польски, но понимаю хуже, чем русский. То что называют fluent english, но, к сожалению, это у нас fluent english, а когда я приехал в Лондон, мне понадобилось несколько дней, чтобы понять, что говорят коренные жители, кокни. Я вообще ничего не понимал!

РОЛ: В релизе к альбому "Суперсиметрия" говорится: "Каждой частице в мире жизненно необходима вторая половинка". Ты действительно считаешь, что человек не единое целое, а всего лишь половина чего-то?
С.В.: Я согласен, что всегда есть вторая половина. Если есть плюс, то должен быть минус. Человек может быть плюсом и минусом одновременно, значит, в нем есть и то, и другое, и его все равно можно разделить на две половинки.

РОЛ: Но в этом случае ему никто не нужен!
С.В.: Тогда - да. Но он все равно состоит из двух половинок.

РОЛ: Прошел слух, что "Океан" собирается когда-нибудь выпустить концертный альбом. Если вы будете выпускать концертник, вы будете записывать один концерт или нарезку из лучших номеров с разных концертов?
С.В.: Знаешь, лучше делать это с одного концерта. Пусть где-то будет коряво сыграно и не так качественно, но энергетика теряется, когда ты выбираешь нарезку, это винегрет какой-то, какой-то сборник "Союз-14".

РОЛ: Но ведь качество записи зато другое?
С.В.: Но разве в качестве записи дело? В концертниках никогда не бывает хорошей записи. Т.е. бывает, но оно никогда не сравнится со студийным. Да это и не для этого пишется. Там зал еще отдает себя...

РОЛ: К слову о концертниках - выходят ли у вас бутлеги?
С.В.: Я видел один раз, но не слышал и не знаю, что там даже. Я знаю, что у нас тысячи пиратских дисков.

РОЛ: Чем больше времени существует группа, тем качественнее ее звучание, но меньше интересных идей. Ты знаешь какое-нибудь противоядие от этого?
С.В.: Я надеюсь, что с нами такого не произойдет. Но во-первых, творчество - это удел молодых. Это факт. Но. Если у человека очень богатый внутренний мир, он может до старости писать гениальные картины, как Леонардо да Винчи, как Бернстайн делать музыку или писать стихи.

РОЛ: Но рок-музыкантом он не может быть до старости?
С.В.: Почему?

РОЛ: Достаточно послушать Пола Маккартни...
С.В.: Маккартни - это очень типичный пример, который ты сразу угадала, но даже те же U2, я бы не сказал, что они становятся все хуже. Я не вижу у них спада никакого. А особенно Depeche Mode - они, по-моему, становятся только лучше с возрастом. Для меня Depeche Mode 2002 года в сто раз лучше, чем 1982 года. Они вышли в 90-х годах на свой пик, и они его держат, они не становятся хуже. Мне их последний альбом безумно понравился. Один из лучших, которые я в последнее время слышал. Особенно песня Goodnight Lovers - просто такая красивая! Freelove тоже...

РОЛ: В связи с последними событиями, как ты считаешь, музыканты должны как-то реагировать на происходящее в мире или музыка вне политики?
С.В.: Не может быть вне политики кто-то, если речь идет о смерти людей. Можно быть вне политики, если речь идет о чьих-то интересах, я всегда в стороне, и меня это вообще не интересует. Пускай сами в свои грязные игры играют. Но когда речь идет о том, что убивают людей, я всегда категорически против и говорю об этом открыто. Я не понимаю, как можно защищать любые интересы смертями невинных людей. Я против войны.

________________________________
2003 г.
Автор Октава Неполная
Источник: РОЛ
 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!