Святослав Вакарчук - построение успешного бренда (22.08.2002г.)

Святослав Вакарчук, лидер группы «Океан Эльзы», делится собственным опытом построения успешного бренда

Автор:  Беседу ведут Елена Мальцева, Вероника Чекалюк

За семь лет группа «Океан Эльзы» из малоизвестной львовской команды стала тем, чем она является сегодня. В разговоре с ее лидером Святославом Вакарчуком мы выделили два ключевых момента. Первое - подходы к созданию бренда в сфере шоу-бизнеса аналогичны подходам к созданию бренда в любой другой области. Второе - подходы к созданию бренда в сфере шоу-бизнеса достаточно специфичны. Слишком много иррационального в самом продукте.

Общий путь для маленьких компаний с ограниченными ресурсами к успеху в любом бизнесе - сделать что-то отличное от других. Группа «Океан Эльзы» как раз с этого и начинала. Еще в 1995 году во Львове музыканты группы играли нельвовский рок. Они не брали, как другие, серьезных текстов с «речитативными» мелодиями. Воспитанные на The Queen и The Beatles, они любили мелодичную музыку. Их песни были написаны простым языком, таким, каким люди разговаривают дома, а не пишут диктанты на уроках, отражали их собственные искренние мысли. Наверное, в том и состояло главное - быть реальными, такими, какими они есть на самом деле. Этот образ «натуральности» и был очень хорошо принят потребителями.

А все началось с того, что четыре человека, ни один из которых не был профессиональным музыкантом, собрались, чтобы сделать что-то новое. Гитарист Павел Гудимов - ландшафтный архитектор, бас-гитарист Юрий Хусточка - специалист по финансам и кредиту, барабанщик Денис Глинин - экономист-энергетик, вокалист Святослав Вакарчук - без пяти минут кандидат физико-математических наук (клавишник Дмитрий Шуров - психолингвист - присоединился к ним полтора года назад.) Святослав, правда, в детстве окончил музыкальную школу, но совсем не планировал стать музыкантом. На третьем курсе университета пришло, как он говорит, крейзи-решение заниматься музыкой. Когда группа «Клан тиш», игравшая достаточно сложную музыку - арт-рок, объявила, что ищет нового вокалиста, «ну, я взял и попробовал», вспоминает Слава. Приход в группу Вакарчука стал практически приходом топ-менеджера: того генератора идей, который появляется в команде и все изменяет. Начиная с названия. Так в начале 1995 года появился «Океан Эльзы».

В родном городе Львове к музыкантам относились достаточно скептически. До 1998 года группа фактически широко не выступала, за исключением концертов в львовском клубе «Лялька» и еще нескольких клубах. В январе 1998-го произошел качественный прорыв - музыканты «Океана Эльзы» подписали контракт с киевским продюсерским агентством Nemo и переехали в Киев.

Рождение бренда

«Была команда талантливых конструкторов, которые знали, как сделать машину, но не хватало умения и опыта для того, чтобы сделать машину с мощным двигателем. И создание этой мощной машины происходило постепенно».

«&»: Слава, известно, что удачное название - это одна из важнейших составляющих любого бренда. Как появилось название вашей группы?

С. В.: Сейчас, когда уже прошло семь лет с того времени, легко философствовать на эту тему. Помню, сидел дома и смотрел «Подводную Одиссею команды Кусто». Именно в тот момент мы напряженно думали о названии группы, и меня поразил океан, красивые рыбки, глубина подводного мира, а главное - система: с одной стороны, все четко работает, а с другой - все иррационально: то есть мы не можем это ни объяснить, ни постичь, ни охватить. Подумал, почему не назваться «Океаном». Но, возможно, тогда сработала какая-то бизнес-жилка, показалось, что само слово «океан» - слишком широкое и расплывчатое, вдобавок была большая вероятность того, что группы с таким названием уже существуют. И еще показалось, что называться «Океаном» - слишком пафосно. Если бы тогда, в 1995 году, мы знали, что станем теми, кем стали сейчас, может быть, и остались бы «Океаном». Но тогда мне не хватило смелости (может, и к лучшему). Ко мне пришла идея: сузить слово «океан», придумать ему женское имя, поскольку есть определенная гармония в том, чтобы мужской группе дать женское имя. Была поставлена задача выбрать такое имя, которое бы одинаково звучало на украинском, русском и английском языках. Дальше все было довольно просто: мы взяли список женских имен и выбрали то, которое понравилось больше всего.

«&»: А вы думали тогда о том, как создать мощный бренд?

С. В.: Откровенно говоря, над созданием мощного бренда мы задумались лишь год назад, когда увидели переполненные залы на наших сольных концертах в разных городах Украины. Мы поняли, что «Океан Эльзы» - уже бренд, и он должен быть еще более сильным. До этого мы просто играли музыку. Была команда с хорошим потенциалом, но который был недостаточно раскрыт. Команда талантливых конструкторов, которые знали, как сделать машину, но не хватало умения и опыта для того, чтобы сделать машину с мощным двигателем. Все понимали, что в этом что-то есть, но гонки не удавалось выигрывать. И создание этой мощной машины происходило постепенно.

«&»: Кого же привлекали для того, чтобы выиграть эти гонки?

С. В.: Реально мы начали привлекать других людей в команду год-два назад. Но должен признать: нам все время попадались друзья и нужные люди в нужное время, которым мы искренне признательны. Чрезвычайно много помогли нам, прежде всего, наши родители, мой отец, отец Юры. Речь идет не о материальной поддержке. Первый раз в Киев нас привез Василий Щербань. Именно он устроил наш первый сольный концерт с группой «Табула Раса» в КПИ. Потом мы работали с талантливым продюсером Виталием Климовым, которого я до сих пор считаю наилучшим по креативу и по пониманию так называемого «момента выстрела» для молодых музыкантов. Но у нас разошлись взгляды на дальнейшую стратегию развития, и мы стали работать без продюсера. Год назад мы привлекли к сотрудничеству агентство Key Communications, поскольку понимали: несмотря на то, что с песнями было все хорошо, PR был просто на нуле.

«&»: Святослав, на ваш взгляд, в чем главная причина успеха «Океана Эльзы»?

С. В.: Это закономерность плюс случайность, которая, кстати, никогда не бывает случайной. Работа плюс, возможно, то, что нам дал Бог, чтобы создавать музыку. Огромная часть успеха - люди, работающие сейчас с нами. Наш стилист Ляля Фонарева, наш PR-менеджер Светлана Куклич, наш директор, администратор, звукорежиссеры, которые с нами работают, пишут наши пластинки и снимают наши клипы. Если они не являются частью группы, то они - часть той команды, которая имеет название бренд «Океан Эльзы». У нас нет менеджеров и директоров, которые бы просто указывали, куда нам идти и что делать, - мы сами определяем, как нам быть, анализируем ситуацию и решаем проблемы коллективно. Это не везение и не уникальный успех - на самом деле, все далось тяжелым трудом, вниманием, четкой стратегией. По сегодняшний день раз в неделю мы собираемся всей группой для совещания.

«&»: Кто помогает вам в создании нового имиджа?

С. В.: Во-первых, это моя внутренняя потребность, желание меняться и удивлять себя и окружающих. Во-вторых, как я уже говорил, это мой друг и неизменный стилист Ляля Фонарева. Именно она знает меня лучше всех, Ляля чувствует, что нужно сделать, чтобы мое внутреннее состояние отразилось на внешности. Очень важно, когда профессионал ощущает, что нужно тебе лично, твоей группе и твоим поклонникам. Понимание дает хороший результат.

Продвижение бренда

«Чтобы быть успешным брендом в нашей области, в музыке, важно постоянно удивлять».

«&»: Что вас заставляет постоянно двигаться вперед?

С. В.: Каждый раз хочется иметь больше, чем имеешь. И сейчас я хочу иметь больше. На данный момент я считаю, что у нас ничего нет. Вот недавно закончились Таврийские игры, нас все поздравляют с полученным результатом. А, по моему мнению, на сегодня этот результат - ноль. У меня такая позиция: нужно забыть о том, чего ты уже достиг, отвергнуть предыдущие результаты. Просыпаться утром с тем, что на данный момент ты имеешь лишь определенные начальные данные, и активно двигаться дальше. Чтобы быть успешным брендом в нашей области, в музыке, важно постоянно удивлять. Каждый день.

«&»: Если говорить на языке бизнеса, то какая у вас должность в команде?

С. В.: Я - кавер-фейс. Скорее всего, владелец бренда, но не менеджер. Я готов отдать формирование бренда другим людям, но только в том случае, если буду им доверять. Сегодня нас окружают именно такие люди, и меня устраивает то, что они делают и как. Я же думаю о том, где и какие расставить акценты и можно ли изменить направление движения.

«&»: И какие вы видите сценарии развития вашей деятельности в будущем?

С. В.: Есть три главных направления: Украина, Россия и Запад. Если говорить о проекте Украина и Россия, он сейчас чрезвычайно активно отрабатывается и уже выполнен процентов на 60%. В Украине главная задача - сохранить позицию бренда №1, представить новое качественное звучание, играть, как западная группа.

Нам интересна идея Западной Европы, мы занимаемся бизнес-расчетом для того, чтобы делать серьезные шаги в этом направлении. Остается определиться с вопросом языка, на котором предстоит петь. Если мы идем в англосаксонский мир, нужно схитрить - пойти им навстречу, спеть на английском, а потом, завоевав поклонников, петь на своем языке. Наша музыка даже на английском языке воспринимается как что-то необычное. Подача музыки - не западная, а в большей степени восточноевропейская - это основной фактор, на котором, возможно, мы сконцентрируемся. Музыка, которая сейчас делается на Западе, слишком концептуальна, продумана, как и все остальное. Им недостает эмоциональной музыки, как в свое время была у The Doors, The Queen. Возможно, свободную нишу заполнит украинская музыка «Океана». Сейчас эта задача выполнена на ноль. Лично для меня это уже не просто мечта, а цель. Я понимаю, что из этого может ничего и не выйти, но подсознательно отказываюсь в это верить и говорю себе - «вперед».

Меня в большей степени интересует не столько любовь слушателей к группе в целом мире, сколько сам процесс выхода на Запад. Я убежден, что, независимо от того, какая это группа - украинская, мозамбикская или американская, она может стать известной во всем мире, если ее музыка и в самом деле качественная. Как бы самоуверенно это ни звучало, я уверен, что мы можем представлять Украину в мире.

Лично для меня данный проект важен еще и потому, что я стремлюсь доказать, прежде всего самому себе, что я - неплохой композитор. Именно композитор, а не певец. Так как я не знаю, вышло бы у меня так же хорошо петь чужие песни, как свои. Возможно, у меня получается хорошо петь лишь собственные песни, поскольку пою я их искренне.

Целевая аудитория и маркетинг

«Я первый человек, через которого проходит пробный маркетинг. Если я включаю песню и хоть минуту заставляю себя поверить, что она хорошая, значит, это не так, ничего хорошего из этого не выйдет».

«&»: На какую аудиторию вы ориентируетесь, и меняется ли она со временем?

С. В.: Мы видим, что наша целевая аудитория значительно расширилась. Если три-пять лет назад нам казалось, что мы понятны слушателям от 14 до 20 лет, то сейчас параллельно с тем, как меняется наш возраст, меняется и возраст нашей аудитории. Уверенно могу сказать, что сейчас нас слушают люди до 35 лет, а может быть, и старше. А вот младшая группа, очевидно, будет уменьшаться. Но сейчас мы в такой ситуации, когда младшая аудитория не уменьшается, а старшая увеличивается.

Я бы сказал, что песни «Океана Эльзы» рассчитаны на разные аудитории. К примеру, взять две песни «Друг» и «911». Бесспорно, первая песня лучше удерживает старшую аудиторию, а вторая - младшую. Все очень просто. Молодежь до 20 лет чаще всего исповедует такую жизненную философию: бери все, что есть сейчас, а потом будешь думать. «911» - простая мелодия, понятные слова, это песня, которую легко напевать и под которую хорошо расслабляться. Я долго думал над тем, следует ли делать текст внешне более примитивным (намеренно делаю акцент на «внешне»). Я готов спорить с теми, кто скажет, что в этой песне примитивное содержание. Форма - да, но содержание - нет. В конце концов, этот продукт был рассчитан на аудиторию тинейджеров: удачная смесь ритма, мелодии и слов.

Слушатели же старше 20 лет - анализируют свою жизнь, сопоставляют пережитое с песнями. И песня «Друг» более близка эмоционально таким слушателям. А вот ремикс на эту песню был маркетинговым ходом, который дал ей возможность попасть на дискотеки.

«&»: Сотрудничество с «Пепси», наверное, еще больше «омолодило» аудиторию?

С. В.: В тот момент мы действительно раскручивали песни, обращенные к тинейджерской аудитории: «Квiтка», «Вставай». Но, завоевав тинейджеров, начали думать о необходимости выхода на целевую аудиторию возрастом 25-35 лет, аудиторию, более уверенную в себе. Поэтому, когда началось наше сотрудничество с Key Communications, 70% усилий мы направили на завоевание старшей аудитории. Нужна была соответствующая песня, соответствующий имидж, участие в соответствующих акциях. Тогда и была написана песня «Друг». И концерт с симфоническим оркестром также был направлен на эту аудиторию.

Вообще, мы довольно легко вышли на 25-35-летних слушателей. Хотя, казалось бы, если тебе 35, ты уже начинаешь осторожнее проявлять эмоции. Но я ощущаю, что чем дальше, тем больше я пишу песен, которые являются калькой с пережитых жизненных ситуаций. И чем дальше, тем, возможно, они будут менее понятны младшей аудитории. Хотя, интересная вещь: я много общаюсь с фан-клубами в разных городах и знаю, что тинейджеры также находят в моих песнях что-то свое - то, что я, очевидно, даже не хотел сказать.

Получилось так, что когда мы начали движение в сторону старшей аудитории, то и она начала движение в нашу сторону. Мы стали получать приглашения на обложки журналов, на заседания клубов. Это очень упростило задачу. Твое дело состоит в том, чтобы попасть в два-три нужных места, а дальше начинают обращаться к тебе. Главное - продемонстрировать искренность, и аудитория тебя воспримет.

Стратегия

«Философия бренда «Океан Эльзы»: «Мы берем просто убийственной искренностью».

«&»: Если говорить о стратегии «Океана Эльзы», в чем уникальное предложение бренда?

С. В.: Несмотря на бизнесовый склад моего характера, мне довольно тяжело говорить о музыке как о продукте. Я творческий человек и не могу рассуждать о создании песен и музыки как о стратегии создания продукта, а вот думать о стратегии развития продукта уже созданного - это другое дело. Возможно, уникальное предложение бренда «Океан Эльзы» в том, что наш продукт сделан от души. Мы заставляем слушателя ощущать то же, что ощущаем сами.

«&»: В украинском шоу-бизнесе вы держитесь в стороне и будто бы играете по собственным правилам. Это так?

С. В.: Нас пробуют заставить играть по общим правилам. Недавно, например, обвинили в том, что почти за все журнальные обложки мы заплатили. А мы, наоборот, уверены, что стоит заплатить один раз, и дальше нужно будет платить постоянно. То, что мы не платим, - это и есть показатель нашего успеха.

«&»: К какому позиционированию бренда «Океан Эльзы» вы стремитесь?

С. В.: Чтобы при произношении словосочетания «Океан Эльзы» все понимали и говорили, что это - символ украинской современной музыки. А на вопрос: кто является символом украинской современной музыки, звучал ответ - «Океан Эльзы».

Лидерство

«Самоуверенность должна иметь границы. Если ты внутри себя знаешь, что чего-то достоин, то тогда имеешь право что-то требовать. Если же у тебя внутри груда комплексов, ты ничего не достоин, то упражнения на самоуверенность могут привести к шизофрении».

«&»: Слава, вы являетесь лидером команды творческих амбициозных людей. Как сделать так, чтобы твое слово было последним?

С. В.: Стараюсь делать так, чтобы последнее слово было таким, чтобы с ним все согласились.

«&»: Вы имеете значительное влияние на аудиторию во время выступлений. Можете назвать себя харизматическим лидером?

С. В.: Мне трудно говорить о себе. Харизма - это что-то от Бога. Харизматический лидер - человек с мощной энергетикой. Иногда на концертах я ощущаю, что что-то такое у меня есть. Сцена для меня - личный психолог.

«&»: Чего никогда не будете делать?

С. В.: Никогда не будем петь под фонограмму.

«&»: Какие личные качества помогли достичь успеха?

С. В.: Помогла, во-первых, моя логика. Умение анализировать - это уже залог успеха. Когда меня спрашивают, почему физик занимается искусством, я обижаюсь. Потому что профессия физика-теоретика не менее творческая, чем профессия музыканта. Во-вторых, помогли оптимизм, вера в себя и, без ложной скромности скажу, немаленькая работоспособность, правда, несколько странная. То, что люблю, могу делать сутками, я могу сидеть в студии по 12-14 часов без еды, без отдыха. Но то, что я не люблю делать, меня никто не заставит делать и из-под палки. Наверное, секрет успеха в том, чтобы всегда в себя верить. И максимально верить в то, что ты делаешь.

«&»: Славик Вакарчук сегодня и пять лет назад. Насколько это разные люди?

С. В.: Это очень разные люди. Тогда я считал себя звездой значительно больше, чем сейчас. Из-за этого у меня возникало много конфликтов, в том числе и с близкими людьми. Я благодарен своим друзьям, говорившим мне об этом. Тогда я заинтересовался экзистенциализмом, стал переосмысливать себя, свои взгляды. Сейчас я - другой человек.

«&»: Выживает сильнейший или талантливейший?

С. В.: Больше шансов у сильнейшего, но он быстрее заканчивает свою творческую жизнь, а талантливейший, он, если уж и пробьется, то навсегда.

«&»: В какой бизнес вы хотели бы вкладывать деньги, и думаете ли создать свой бизнес?

С. В.: Конечно, думаю. При наличии хорошего капитала и общения с хорошими консалтинговыми компаниями, имея квалифицированного юриста и финансового менеджера, можно сделать все. Я не знаю ни одного бизнесмена, который в интервью откровенно рассказал бы о деле, которое он еще не начал. Могу сказать, что хочу вкладывать свои деньги в тот бизнес, в котором я сегодня существую. Шоу-бизнес недостаточно развит по сравнению с нефтяным, туристическим. Я могу пересчитать по пальцам двух рук исполнителей, зарабатывающих деньги, и на пальцах одной руки - исполнителей, имеющих нормальные деньги. «Океан Эльзы» относится к успешным группам. Рынок не освоен, нет структуризации, высококлассных профессионалов, топ-менеджеров, которые могли бы правильно развивать эту сферу. Меня несколько удивляет такая ситуация - во всем мире шоу-бизнес считается самым прибыльным легальным делом после торговли оружием. В этой стране есть возможность своим опытом и умением помочь кому-то и сделать это дело неплохим бизнесом.

«&»: Вы не боитесь, что вас затянет в бизнес и вы забросите музыку?

С. В.: Я не собираюсь лично заниматься бизнесом. Я готов быть учредителем, но не менеджером. Я всегда буду музыкантом.

СПРАВКА «&»
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->

  • Святослав Вакарчук

Родился 14 мая 1975 г. в городе Мукачево Закарпатской обл. Образование высшее, по специальности «физик-теоретик» (Львовский национальный университет им. И. Франко). Аспирантура по специальности «теоретическая физика». Еще одно высшее экономическое, специальность «международная экономика». На третьем курсе начал заниматься музыкой. Любит спорт. Играл в университете в баскетбол, хорошо знает автоспорт. В нынешнем году собирается принять участие в одном из ралли как член украинской команды.

Слагаемые бренда «Океан Эльзы»
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->

  • Личность лидера - Славы Вакарчука
  • Сильный командный дух
  • Каждый на своем месте
  • Незаангажированность творчества
  • Четкое понимание того, что нужно делать с продуктом, который возник спонтанно.

События, ставшие важнейшими в формировании бренда «Океан Эльзы»
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->

Святослав Вакарчук: «Становление бренда не было быстрым. Я боюсь быстрой популярности».

В 1998 году появляется альбом «Там, де нас нема». Диск признан одним из успешнейших релизов, он был награжден престижным музыкальным отличием «Золотая жар-птица» в номинации «Открытие года». А в 1999 году заглавная композиция этого альбома в качестве бестселлера приходит в Россию и занимает первые места во всех хит-парадах.

В том же году команда была названа «Лучшей украинской группой года» и получила приглашение на престижные российские фестивали «Нашествие» и Maxidrom, хотя все песни группа исполняла исключительно на украинском. Это был дебют «Океана Эльзы» в России.

На следующем Maxidrom-2000 группа выступила вместе с Земфирой. Это было началом формирования бренда.

Лишь в 2001 году, через три года после приезда в Киев и через шесть лет после образования группы, было выступление с сольным концертом в киевском Дворце спорта.

Вскоре было выступление на киевском фестивале «Просто Рок» и выпуск нового альбома «Янанебiбув». Перед началом тура по России и Украине для поддержки нового альбома группа «Океан Эльзы» в 2000 году выступила со своей новой программой в Лондоне на концерте в клубе Astoria, что было большим и желанным событием.

Три песни «Океана Эльзы» - «Той день», «Фiалки» и «Вiдпусти» - вошли саундтреком в фильм «Любовь и другие кошмары» режиссера Андрея Некрасова; еще одна песня из альбома «Янанебiбув» вошла в блокбастер «Брат-2». Сергей Тартишников снял клип на песню «Вiдпусти» (в главной роли - Слава Вакарчук), братья Стеколенко - на песни «911», «Я до тебе» и «Квiтка».

В 2001 году группа выпускает третий альбом «Модель».

7 апреля 2002 года на сцене киевского концертного зала «Украина» состоялся грандиозный проект - концерт группы «Океан Эльзы» с большим симфоническим оркестром «Ренессанс». Его подготовка продолжалась целый год. Ему предшествовали активная PR-кампания и многочасовые репетиции, переработка аранжировок многих песен. Билеты были раскуплены за две недели до концерта.

http://www.companion.ua/Articles/Content/?Id=2948&Callback=46

 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!