Обзор клипов "Океана Ельзи" (07.09.2013)

Океан Ельзи всегда отличались тем, что их клипы в большинстве своём нравятся поклонникам.
В этом вопросе им можно даже позавидовать, далеко не каждый музыкальный коллектив отличается такой видео историей. И главное – не останавливается на достигнутом.
За почти 20 лет существования «Океаны» сняли три десятка клипов, и на днях на официальном youtube канале (http://youtube.com/user/okeanelzyofficial) состоялась презентация их 31-го видеотворения.

Самым первым клипом Океан Ельзи стал «Long Time Ago», про него мало что известно, кроме того, что снят он в 1995 году во Львове. Качество, конечно, оставляет желать лучшего, однако уже с самого начала в видеосюжете имеется определённая история, пусть и размыто изложенная.

Далее за работу взялся Семён Горов, снявший для группы два, можно сказать, легендарных клипа, по которым Океан Ельзи стали узнавать – «Там, де нас нема» и «Сосни». Первый рассказывает о неком бомонде, сметающем всё на своём пути, через который прорывается новая свежая кровь в виде музыкантов группы. Второй красиво и последовательно описывает взросление девочки, девушки, женщины. На фоне активно развивающегося в конце девяностых на территории постсоветского пространства РокоПопса, клипы выстрелили прямо в яблочко. Они были вовремя, они содержали смысл, они сняты профессиональным режиссёром.

Набрав в лёгкие так много воздуха, в нулевых произошел небольшой «выдох» в виде клипа «Той день». После такой сильной горовской режиссуры, чётко чувствующей веяния видео-биза, поклонникам было подарено первое «концертное» творение. Монтажом в этот раз занимался Виталий Климов – продюсер Океан Ельзи. Лёгкий, бюджетный, динамический видеоряд, он не мог не понравиться, так как был первым «глотком» изголодавшихся поклонников почти за пол года относительной тишины, однако не стал выдающимся.
Спустя ещё пол года в свет выходит душетрепещущая баллада Відпусти питерского режисера Андрея Некрасова. Безусловно, основную мощь взяла на себя именно песня с такой с одной стороны простой, но очень пронзительной лирикой. Что касается самого клипа, то он получился из серии «я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила», ведь состоял он из абсолютно несвязанных между собой кусков фильма и кадров группы. Все огрехи сгладили крупные планы грустных и таких желанных для многих девушек-поклонниц глаз Святослава.
Одним словом – в режиссуре клипов 2000 год стал для группы отчасти провальным.

Далее за дело взялись братья Стеколенко. «911», «Я до тебе», «Квітка»… 2001 год ознаменовался бурным развитием такого понятия как «формат», стал активно развиваться Интернет. Огромное количество появившихся продюсеров выдавали на экран ТВ пачками различные видеоклипы своих подопечных, соревнуясь в оригинальности и качестве. Нужно было показать что-то явно выбивающееся из общего потока, но при этом находившееся «в формате». И сначала именитый режиссёрский тандем постарался сделать неординарное видео, в виде взрывающейся от воды машины, музыкантов аля хиппи, ярких образов и крупных планов. В итоге смысла клипа особо никто не понял, но Стеколенко угадали, клип стал успешным.
Далее последовало очередное концертное видео. На тот момент оно было оправданным. Группа наращивала свой успех с каждым днём, видео открылось миру спустя всего месяц после оригинального «911», и видеоклип стал прекрасной разрядкой, переходной ступенькой, которая одновременно показывала мощь стадионных концертов, будто призывая поклонников окунуться в это безумство.
Небольшой перерыв, и вновь Стеколенко создают для Океан Ельзи бессюжетный, но очень красивый клип на песню «Квітка». Стоит отдать должное, братья очень хорошо усвоили теорию успеха: образы должны быть яркими (будь то цветные костюмчики или готические почти смоляные краски), нестандартная обстановка (наполненная водой машина или заброшенный обшарпанный подъезд), несколько замедленных акцентов (например падающий мобильник или разбивающийся стакан), и главное – Святослав Вакарчук, и желательно крупным, крупнейшим планом. Что ж, клип в очередной раз оказался успешным. А Стеколенко в очередной раз доказали, что всё гениальное – просто.

«Друг» самое неформатное видео одного из самых неординарных режиссёров Луи Франка. Первый клип, в котором полностью отсутствует группа. Самое загадочное и неформальное творение за всю историю Океан Ельзи. Однако Луи ошибся. Нет, ошибся он не в режиссуре, а во времени. На тот момент ни музыка группы, ни потенциальный слушатель, ни шоу-бизнес постсоветского пространства не доросли до европейских аллегорий. Отдельные ценители сейчас начнут возражать, что видео гениально, однако попробуйте исключить из него саму песню и ориентировать на массового слушателя – провал, притом полный…

Следующую трилогию клипов для Океан Ельзи взялся творить Виктор Придувалов. В успехе можно было даже не сомневаться, раз за дело берётся такой выдающийся мэтр!
Придувалов не стал размениваться на мелочи и первым же делом выстрелил клипом «Холодно». По сей день это видео считается одним из лучших в истории Океан Ельзи. Клипмейкер учёл всё: и яркость образов, и крупные планы и загадочную сюжетную линию, чётко и грамотно выстроенную.
«Кішка» была создана по образу и подобию «Квітки» «братьев». И также стала мега успешной. И даже концертное видео «Майже весна» оказалось намного интересней, когда Придувалов наложил на видео ряд «спецэффектов».

Далее последовало «Для тебе» под режиссурой Александра Кириенко, который попытался подобно Некрасову соединить независимое. Стоит отметить, что в отличие от питерского режиссёра, Александру это удалось намного лучше и более гармонично. Кириенко пошёл немного другим путём, он не стал соединять сюжет фильма и кадры с группой в общую историю, он создал из группы неких сторонних зрителей, наблюдающих за сюжетом. И был прав. Успех самого сериала плюс красивые кадры группы и надрывность песни, и клип хоть и не стал выдающимся, но имел определённый успех.

Следом группа выпускает клип «911 ТО версия», режиссёром которого стала Ляля Фонарёва. Клип не имел особого успеха, так как являлся обычным концертным видеорядом. Однако он был максимально оправданным: Тихий Океан – это нечто новое в истории ОЕ, но снимать полноценный клип на уже отгремевшие хиты, тем более повторно на «911» было бы нелогично. Но при этом массам просто необходимо было показать, что же такое Океан Ельзи + симфонический оркестр. Стоит заметить, что если бы при крупных планах губы Святослава не шли в разрез со строками песни, то клип смотрелся бы более гармонично.

И вот группа в период тяжелых времён возвращается к Виктору Придувалову. «Дякую» опять же не стало шедевром, хотя и было создано мэтром. Этот клип казался скорее «вы хотели, нам сейчас не до вас, получите хоть что-то». И здесь крайне сложно что-то возразить, учитывая перетрубации в составе «Океанов». Хотелось сказать: «а, ну главное, что вы вообще живы, спасибо и на этом».
Зато на «Без бою» Придувалов вдоволь оторвался. Необходимо было показать новый состав, новое творчество, незамысловатый видеоряд, при этом не отвлекающий от самой песни. Принцип «всё гениальное - просто» тут был как раз в точку. Никакого сюжета, много лиц, крупные планы.
И вновь Стеколенко, теперь они взялись за «Вище неба». Их стиль уже стал до боли узнаваем: яркие образы, нестандартная обстановка, несколько замедленных акцентов и Святослав крупным планом. Успех.

Клип на песню «Веселі часи» вновь доверили Придувалову. Среди поклонников группы данное видео негласно носит звание «гениального», как и «Холодно». Возможно дело всё в том же грамотно выстроенном сценарии сюжета.

Дале пошёл период «штампа». Клипы были красивыми, яркими, наполненными образами самих музыкантов. В них было всё, что требовалось, но не было смысла. После долгого периода взлётов и падений, воцарилась тишина. Клипы творили профессионалы, определённо было понятно, что все они придутся по душе зрителю, но крайне стало не хватать даже не оригинальности, а нестандартности. То есть пища была качественной, разнообразной, но пресной.

Впервые за период 2005-2010 гг. немного «перчинки» решил добавить Семён Горов. Он создал второй в истории группы клип, в съёмках которого сама группа не принимала участия. «На лінії вогню» абсолютно выбивается из общего списка. Далеко не всем понравился клип, кому-то из-за неопределённой концовки, кому-то из-за отсутствия группы, каждому своё. Однако впервые за много лет видео Океан Ельзи стало для слушателя некой пощёчиной. Кажется, что даже сами поклонники оживились, сбросили с плеч годами накопившуюся пыль. Видео не стало особо успешным, однако открыло новую веху в видеоистории группы.

И вот впервые в истории группы «Океаны» доверили свои песни заграничным творцам.
И первый же опыт с британцем Говардом Гринхолом оказался крайне успешным и завоевал внимание зрителя своей необычностью. Во-первых в клипе впервые участвовал только Святослав без группы, а во-вторых европейские аллегории наконец-то были оправданы и понятны массовому слушателю, в отличие от клипа «Друг».

«Стріляй» доверили американцу Майку Брюсу. Впервые кто-то в истории «Океанов» решил потягаться с Придуваловым. Чётко выстроенный сюжет, правильный и последовательный порядок кадров, хорошо подобранные актёры и на выходе полноценный мини-фильм, заслуженно конкурирующий с такими легендарными творениями, как «Холодно» и «Веселі часи».

И вот этот день настал – продолжение истории в виде клипа Рандеву. Покорив все мыслимые и немыслимые высоты, «Стріляй» диктовало свои условия – только выше, только дальше, только вперёд! Однако ожидание чуда было смазано…
Почему? Может Майку пороха не хватило? Непонятно…
Сама идея Бондианы прекрасна, видео качественно. В духе братьев Стеколенко учтены все моменты. Но не учтено одно – за окном уже 2013 год, и планку «Стріляй» необходимо держать, тем более, что Рандеву является его логическим продолжением.
Подкачала сама режиссура. Фраза «они встретились и обменялись сердцами» просто растянута на 4 минуты. Лев Николаевич Толстой в действии, способность растягивания одного предложения на четыре главы текста при помощи «литья воды» в нереальных количествах.
Хотелось увидеть историю, а получился сумбурный хаос, абсолютно не имеющий в основе своей логики и последовательности. Это как кризис авторства, когда придумана качественная завязка рассказа, а финал делался на коленках за пять минут, просто потому, что это нужно. Это как мыльная опера, в которой 100500 серий вам рассказывают последовательность событий, а развязка всегда происходит в одной последней серии, смешивая в себе всё, что было.
Очень интересный любовный треугольник «Стріляй», в котором есть всё, компактно и понятно. И в результате истории она умирает за него. Почему? Неужели началом данной загадочной истории должен был стать такой мещанский сюжетик: казино, треть клипа они смотрят друг на друга, треть клипа они уже танцуют, треть клипа они дерутся с непонятными противниками, неизвестно откуда взявшимися, и только буквально несколько секунд обмениваются сердцами, притом крайне грубо, мультяшно и неоправданно.
Этого мы ожидали? А где же всепоглощающая и всё сметающая на своём пути любовь? Такая жертва, как «жизть за другого с его сердцем» должна как минимум быть оправдана красивым душетрепещущим сюжетом. В песне огромное количество текста, огромное количество образов и сравнений. А на выходе мы видим одну единственную фразу, размытую абсолютно непоследовательными кадрами на весь трек. Скудно, уныло, мещански…
К сожалению или к счастью, но все основные критерии успеха из формулы Стеколенко соблюдены. Поклонники скушали клип до последней крошки. Обидно, что после такого качественного взлёта, ОЕ хватило всего на пару клипов, а после опять уровень начала двухтысячных.
Как бы сказал великий Станиславский «Не верю»… Складывается впечатление, что героев просто собрали в комнатке и сказали: «сделайте вид, что вы играете в рулетку, а мы уже отснимем и что-то смонтируем». Там нет любви, там нет страсти… Есть только красивые актёры… И от этого обмен сердцами кажется лживым, наигранным и пустым желанием поставить хоть какую-то точку в предложении…
В сухом остатке Рандеву – это визуальный успех и полный сюжетный провал…


_________________________________

Автор: Liza Sumna

 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!