«Океан» нашёл свою «Землю» (14.07.2013)

Знаменитая украинская рок-группа «Океан Ельзи» порадовала своих поклонников новым студийным альбомом «Земля». Пластинка является восьмой по счету для коллектива Святослава Вакарчука и была представлена жаждущей публике 16 мая.
 «Земля» собрала в себе 12 композиций, среди которых уже хорошо известные «Обійми» и «Стріляй». Альбом стал по-настоящему интернациональным: запись проходила в Брюсселе под чутким руководством британского музыкального продюсера, обладателя трех Grammy Кеном Нельсоном, а клип на первый ротационный трек (и по совместительству сингл) «Обійми» снимался в Лондоне на 33 Portland Place. Менее чем за сутки «Земля» вышла в лидеры продаж российского iTunes и заняла почетную первую строчку.
 Бессменный лидер группы, Святослав Вакарчук, отметил, что, по его мнению, альбом получился «в каком-то смысле наивным», но именно эта наивность и простота ему очень и очень нравятся.
 Со словами музыканта трудно не согласиться. Действительно, пластинка на редкость душевная, нежная, подростково-романтичная и, что самое главное, не нудная и не однообразная.

 Открывает диск композиция «З нею» (С нею). Песня как нельзя лучше отражает всю суть нового детища и оправдывает его название, поэтому вполне заслуженно получила право «старта». Название «Земля», при первой ассоциации, наталкивает на мысль либо о земле как таковой, либо о Земле как планете. Вакарчук умело обманул наши ожидания. «Земля» ОЕ – это бесконечные украинские просторы, знакомые пейзажи, дом и жизнь. Об этом, собственно, и рассказывают нам музыканты, очевидно, изрядно соскучившись по родным краям: «Бо з нею, тільки з нею я живий» (Потому что с нею, только с нею я живой). Это, безусловно, одна из самых достойных песен нового проекта.
 На этом месте немного отвлечёмся от конкретных песен – они все без исключения (а это очень редкий случай) хитовые и запоминающиеся. Новый альбом ОЕ – это настоящий сборник шлягеров. Хочется больше сказать об особенностях новой пластинки в целом. Стоит отметить тот факт, что, несмотря на исключительно электронный (частично акустический) звук всего треклиста, композиции одна за другой «пропитаны» фолковыми нотами, чем-то родным, славянским. Такого эффекта, надо сказать, достигнуть весьма сложно при всем том, что ОЕ никогда не позиционировали себя как фолк-рок группу. Вакарчуку удалось это сделать. Сложно даже вспомнить, у кого из российских рок-музыкантов было что-то подобное. Разве что у Инны Желанной в составе группы «Альянс» (еще до того момента, когда она начала заниматься конкретно этнической музыкой русских земель). Но Желанная все-таки часто использовала в коллективе народные инструменты, пела огромное количество абсолютно разных по своей стилистике песен, да и во многих справочниках она значится как фолк исполнительница. Как такое смог сделать Вакарчук? Скорее всего, Святослав даже не подозревает, что он сделал, ибо это было сделано непреднамеренно. Все получилось само собой. Первый фактор, который сыграл такую роль – это украинский язык. Именно настоящий украинский, а не опошленный (на мой взгляд) и непонятный суржик. Мы привыкли слышать русскую речь, может, поэтому музыка, исполняемая на родном для нас языке, кажется приевшейся и «попсовой». То же самое происходит и с англоязычными песнями. Для нас необходим яркий показатель того, что та или иная песня по-настоящему живая, что от нее идет древний, мудрый народный дух. Например, использование каких-то редких, особенных инструментов, тематики народных песен, диалектизмов, архаизмов, частушек и т.д. Как раз такие цели ставят перед собой Желанная, Пелагея, Хелависа. На Украине ОЕ не сможет произвести подобного впечатления, хотя бы потому, что там их поймут полностью до единого слова. Мне же, например, было дико интересно переводить какие-то непонятные строчки. Язык относительно редкий, но славянский, поэтому на русского человека он и производит этот незамысловатый эффект безо всяких специальных приемов.
Вторая причина – сам Святослав Вакарчук. Его несравненный вокал: от тихого, нежно дрожащего до громкого и срывающегося. Он умеет петь абсолютно по-разному – диапазон его возможностей нельзя определить в одном предложении. И все это с его узнаваемой вибрирующей сипотцой, которая только придает ему шарм. Чего уж говорить про внешнее обаяние и дикую сексуальность! Святослав – это лицо (в идеально-романтическом варианте) всего мужского населения восточной Европы. Это настоящий славянский секс на сеновале в лучших его традициях, когда вместо сигареты – крынка с молоком. Теперь вы понимаете, почему даже тяжелой музыке Вакарчук одним своим исполнением добавляет фолковый смак.
 Теперь же вернемся к трекам. Лирический блок «Земли» составляют «Незалежність» (Независимость), «Обійми» (Обними), «На Небі» (На небе), «Пори Року» (Времена года), «Коли навколо ні душі» (Когда вокруг ни души). Отдельно хочется выделить уже неоднократно упомянутую «Обійми». Это одна из самых трогательных рок-баллад, которые я когда-либо слышала. Музыка, исполненная мягкой поступью и с бархатистой неистовой нежностью, как будто шепотом. Запоминающийся мотив, простой припев, состоящий из рефренов – все использовано в меру и находится в полнейшей гармонии друг с другом. Неудивительно, что именно она удосужилась стать синглом, а заодно и саундтреком к фильму «С Новым годом, мамы!».
«Стіна» (Стена), «Rendez-Vous», «Стріляй» (Стреляй) и «Джульєтта» (Джульетта) опять же, посвящены излюбленному объекту творчества ОЕ – женщинам. Самые нежные чувства, самые теплые слова в этих песнях уже утяжелены. Они более острые, кричащие, резкие. Но все равно Вакарчук остается преданным своим поэтическим традициям – он не скупится на самые откровенные строки, завоевывая тем самым сердца своих поклонниц: «А далі ми залишились одні, // Ти там віддала більше, ніж могла мені, // А потім уві сні ти в ванні з молоком мене купала» (А дальше мы остались одни, // Ты там отдала мне больше, чем могла, // А потом во сне ты в ванне с молоком меня купала).

Из всех песен с новой пластинки отчетливо выделяются, помимо «З нею», еще две композиции: «Бодегіта» (Бодегита) и «Караван». «Бодегіта» стала для меня настоящим хитом этого лета. Написанная в непривычном для ОЕ стиле, яркая, привязывающаяся с первых аккордов. Действительно, что еще нужно для лета: два мохито, красивая девушка и, собственно, ресторан «Бодегiта» (в котором, кстати говоря, очень любил пить мохито сам Эрнест Хэмингуэй). Под песню волей-неволей хочется двигаться, она позитивна и ритмична. «Караван» вообще не вписывается в репертуар ОЕ, но это, по-моему, делает ее только привлекательнее. Редкий случай – там нет ни слова о любви и прочих высоких чувствах. Вполне прозаичная история о том, как некие путники идут по зною и пескам караваном, они изнеможенны и готовы отдать свои мешки с золотом за воду.

Нельзя сказать, «Океан Ельзи» вышли на новый, кардинально иной уровень в своем творчестве. Они остаются верными себе в своем творчестве, но им удается даже в знакомые традиции привносить что-то новое и пикантное. Взять хотя бы «Бодегiту» — очень неожиданный поворот для Вакарчука, который не привык воспевать лето. Сам он неоднократно заявлял, что весна – лучшее, что создано Богом. Отсюда – явная закономерность такого количества нежности и теплоты. Сказать сейчас определенно, будет ли у «Земли» большой успех в будущем, сказать сложно. Время – всему показатель. На данный момент, первый раз в жизни ставлю 10 из 10.
 
______________________________________________
http://quad-news.ru, Яна Грозная

 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!