«Потребители не могут понять простую истину: творческие люди делают все для себя»(14.06.2012)
Накануне московского концерта «Океана Ельзи» Interview поговорил с ее лидером о супергруппах, текиле, Земфире, продукции Apple и Фрэнке Заппе.



«Субботнее утро не самое лучшее время для беседы, да?» — устало улыбается Святослав Вакарчук, чуть щурясь на солнце; недавно у него вышла пластинка с новым проектом «Брюссель», а совсем скоро состоится большой концерт «Океана Ельзи» в московском клубе Stadium Live. Перед выступлением корреспондент Interview встретился с музыкантом.

Святослав, давайте сначала поговорим о «Брюсселе». Здесь вы собрали далеко не последних людей — в проекте участвуют Сергей Бабкин, Петр Чернявский («Океан Ельзи»), Дмитрий Шуров (Pianoboy) и Максим Малышев. Почему и зачем вы решили сделать «Брюссель»?

Зачем? Наверное, просто захотелось. У меня в голове появилась идея группы, и вот уже собравшись вместе, мы решали, что будем играть; нас стиль интересовал во вторую очередь. Многие говорят, получилось похоже на «Океан Ельзи». Да, у Димы Шурова настолько яркие и узнаваемые партии, что они всегда ассоциируются с ранним «ОЕ», но кроме этого ничего нет. Другая ритм-секция, построение песен, двухголосье, которого никогда не было. Наверное, можно было бы попробовать перевоплотиться, как Яковлев в «Иван Васильевич меняет профессию», но это уже актерство, это значит, где-то надо было перестать быть собой, а я так не люблю.

У вас получилась супергруппа, а супергруппы сейчас все сколачивают: Том Йорк, Дэйв Грол, Дэймон Албарн. Почему, как вам кажется, это такая популярная идея?

Так идея расхожая не потому, что это модно, а потому что музыкантам, которые находятся на каком-то уровне, хочется чего-то иного. Очень часто потребители музыки не могут понять одну простую истину: большинство творческих людей делает все для себя. А аудитория почему-то считает: «Вот как же так-то? Я же, слушатель, есть! Я же это уже слышал!» Да кто сказал, что это сделано для тебя?! Другой момент, если это сделано для себя искренне, с любовью, это обязательно найдет отклик в чьих-то сердцах, глазах, ушах.

«Слушаю Высоцкого или Земфиру и понимаю, что так на русском не напишу, потому что я на нем так не чувствую».

У вас самого есть любимая супергруппа?

Я много слушал Them Crooked Vultures дома, но не могу сказать, что они моя любимая группа. Если так говорить, то у Фрэнка Заппы всегда была супергруппа, потому что в The Mothers of Invention всегда играли суперпрофессиональные музыканты; Led Zeppelin сами по себе были супергруппой. Вообще-то, когда-то под «супергруппой» подразумевалось не совсем то, что мы сейчас с вами имеем в виду: не то, что там много известных музыкантов из разных групп, а что там много виртуозных музыкантов, которые очень хорошо владели своими инструментами. Пик такой музыки приходился на начало 1970-х годов, когда появились Led Zeppelin, Cream, а потом и арт-рок — Yes, Genesis, King Crimson.

Как вы подбирали музыкантов для «Брюсселя»?

Мне хотелось поиграть с Димой Шуровым, поскольку у меня все песни изначально пианинные, я не хотел рок-н-ролла в чистом виде. Потом пришла идея позвать Макса Малышева: он виртуозно владеет инструментом. Петя Чернявский — я слышал, как он показывал какие-то вещи на бас-гитаре в «ОЕ», и у меня всегда в голове была история про то, как записывали песню «Sympathy for the Devil» The Rolling Stones — даже Годар про это фильм (честно говоря, не очень удачный, у него есть и получше) сделал. Там был рифф, который сыграл гитарной, а не басовой техникой Кит Ричардс: тум-ту-тум, ту-ту-тум-тиу-ду-дум — такой он смешной, и в этом его прелесть. А про Сережу Бабкина я думал в контексте не музыкального, а энергетического вклада: он светлый, открытый. Ну и потом я решил, что если будет не один вокалист, а двое — будет лучше.

И записывались вы в самом Брюсселе?

Да. Сначала мы хотели поехать в Калифорнию. Но потом поняли, что пока всех соберешь, пока доедешь, пока то, пока се — еще одна лишняя неделя. Плюс мы не нашли очень хорошей студии со складом инструментов. В Америке в основном работают по системе ренты инструментов: ты приезжаешь, говоришь, что тебе нужно, пишешь список инструментов, и тебе за дополнительные деньги их находят. А нас это не очень устраивало, потому что мы не знали, что нам нужно. Мы хотели, чтобы был огромный склад всего, а мы ходили и думали: а давай это попробуем, а давай это. В Брюсселе владелец студии — фанат инструментов, примочек, там прямо Мекка.

Вы записывались не самым обычным образом: все партии и инструменты сразу...

Наш способ записи вовсе не необычный, просто сейчас это редкость. Надо иметь очень качественную студию и тщательно продуманные партии, чтобы с первого дубля сесть и записать все вместе, как Led Zeppelin или как The Beatles времен первых альбомов, когда они еще не начали экспериментировать с наложениями. Когда пишешь все вместе — в этом есть тайна, ты можешь хуже с точки зрения исполнения сделать, но зато атмосфернее, интереснее.

Правда, что вы записали «Airplane» на гаджетах: айпэдах, айфонах и макбуке?

Есть такая версия песни (правда, не на альбоме), в клипе можно увидеть ее. Нас тут же обвинили в том, что получился продакт-плейсмент Apple, но, слушайте, мне нравится эта компания, у нас все пользуются этими гаджетами, почему я должен от них отказываться?

С реальными инструментами может сравниться?

Самое смешное, что при невнимательном прослушивании — да. Казалось бы: ты тратишь огромные деньги на запись, студию, а тут — такое. Но, конечно, серьезного звука добиться нельзя, эстетики нет, и заложенные паттерны предсказуемы.

Вы поете на альбоме по-английски и по-украински, но не по-русски. Почему?


Пока не пишется. Никаких других причин — условно говоря, политических — нет. Я и на английском-то не шибко люблю писать, для меня это не так легко. Просто английский — это тот язык, на котором я вырос в музыкальном плане, а из русской музыки я до двадцати лет ничего не слушал, только Высоцкого — это раз. Второе — в силу того, что за русским языком стоит очень сильная литературная история, бытует мнение, что текст — основа всего. Слушаю Высоцкого или Земфиру, Сашу Васильева и понимаю, что я так по-русски не напишу, потому что я на нем так не чувствую. А в западной традиции, по моему мнению, текст никогда не имел такого смыслового значения, там фонетического и энергетического намного больше. Все это продиктовано старой блюзовой традицией, пошедшей от темнокожих музыкантов, которые пели скорее эмоции, чем текст. То, как они это делают, выходит на первый план. Как у Джеймса Брауна: две строчки про «Get Up» — и все, этого достаточно.

А после Высоцкого вы что слушали?

«Кино», но не так чтобы фанател или покупал. Вокруг слушали, и я тоже брал и знакомился. Еще была у меня пластинка группы «ДДТ» «Я получил эту роль» — помню как раз эту песню, там была флейта, и она мне очень нравилась. Еще до сих пор помню свое первое впечатление от советской музыки: когда я был маленький, мы с мамой были в магазине, и там играла песня Анны Герман «Незнакомая звезда». Я толком не помню, слышал ли я ее потом еще раз от начала до конца, но тогда я услышал ее, запомнил мелодию и частично текст. Мне было лет семь, не знаю, как так получилось.

«Не хотел бы оказаться в ситуации, когда деньги есть, а ты не знаешь, куда их потратить и кончатся ли они вообще».

«Брюссель» — географическое название. Будь у вас билет в любую точку мира, куда бы полетели?

Мой топ-3 «мест, обязательных к посещению»: Япония, Австралия/Новая Зеландия (желательно за один раз, чтобы два раза не летать) и Мексика. В Японии меня интересует культура, в Австралии и Новой Зеландии — природа, а в Мексике — и то, и другое.

А текила?


Почему бы и нет! У меня товарищ из Калифорнии иногда привозит нам текилу, которую мы называем контрабандной. Она, конечно, никакая не контрабандная, покупается в магазинах, но дальше Калифорнии никуда не доезжает; свежая, ничем не консервированная, кустарных брендов и такая вкусная! Ее можно выпить очень много, что опасно: ты пьешь, пьешь, пьешь, а потом вдруг в один момент понимаешь, что совершенно пьяный.

И уже на полу.

Приблизительно. Текила, как и вино, почему-то действует больше на ноги, чем на голову. С вином у меня была такая история: мы сидели с друзьями, играли в какую-то настольную игру, пили вино. И вот я встал и понял, что не могу идти. Вообще. Хотя абсолютно нормально себя чувствовал, все понимал, в голове полный контроль над своим состоянием, только идти не могу — очень интересная ситуация.

Вы говорите, что делаете музыку в первую очередь, чтобы получать удовольствие — что будет, если вы перестанете его получать?

Это страшный сон. Не хочу такого, и со мной пока такого не случалось. Бывает, надоедают гастроли, и я бы хотел достичь такого состояния, когда гастроли перестанут быть источником работы, а станут источником вдохновения, играть, только когда ты этого хочешь, сделать так, чтобы деньги, которые ты зарабатываешь, работали на тебя. Мне не так много денег и нужно, но хотелось бы понимать, что к старости, когда ты не сможешь многое делать, они не кончатся или смогут обеспечивать твоих детей.

Сколько же вам надо для счастья?

Деньги — очень условное понятие. И их — традиционно для людей, которые не лишены материальных позывов, — никогда не бывает достаточно. Для богатых людей их мало, потому что им не хватает строчек в журнале Forbes, здесь включаются амбиции. Другим не хватает, потому что им не за что купить хлеб. Надо научиться с деньгами говорить расслабленно, как будто это твой хороший знакомый, с которым у тебя все хорошо и без которого в принципе можно было бы прожить, но неплохо, если бы он был рядом. Быть рабом денег — унизительно, не замечать денег вообще — значит, лишать себя каких-то вещей. Возможно, со мной поспорят любители дауншифтинга и многолетних медитаций в монастырях, скажут, что я неправ, но я материальный человек: я люблю путешествовать, видеть что-то новое, познавать мир, в том числе материальный. Главное, что дают деньги, — уверенность в завтрашнем дне, и мне она нужна. Вот ты сидишь с друзьями, и вы все думаете: «А не поехать ли нам завтра в Лондон?» — это важно. Важно даже не столько туда поехать, сколько знать, что ты можешь туда поехать — это свобода. Для меня она — одна из самых фундаментальных ценностей.

Для вас деньги и счастье не связаны?

Я никогда не хотел бы оказаться в ситуации, когда деньги есть, а ты не знаешь, куда их потратить и кончатся ли они вообще. Я таких людей знаю и даже лично, но мне кажется, что счастье не зависит от материального положения никак: я видел мультибогатых самодостаточных счастливых людей, бедных счастливых людей, несчастных богатых, несчастных бедных. Деньги и счастье — понятия не коррелирующие, но иногда помогающие иногда друг другу. Например, если кому-то нужна операция, которая стоит сто тысяч долларов, и у человека они есть, операция сделана, она спасла жизнь — вот оно, счастье. С другой стороны — вот ты влюбился в девушку, ты какой-то ценой купил ее расположение, как-то смог на ней жениться, сделать ее своей женщиной, но разве ты будешь счастлив от того, что она твоя, но знаешь, что она тебя не любит? Наверное, нет.

Что вас может сделать счастливым?


Фундаментальные ценности: свобода распоряжаться собой, свобода выбора, человеческое отношение, доверие, любовь. Но есть и важные мелочи, которые могут просто поднять настроение: интервью хорошее, вкусная еда (в Тель-Авиве недавно, например, хумус — я давно такого не ел!), хорошая песня, хороший концерт, когда выиграла в футбол любимая команда, ощущение близкого отпуска, как сейчас, — я через два дня еду отдыхать и поэтому сижу счастливый как слон.

_____________________
Interview

 


 
 
 
 
Copyright © 1998-2014 Все права защищены - самый большой и самый старейший фан-клуб группы Океан Ельзи
При использовании материалов с данного сайта обязательна активная гиперссылка на http://ocean-elzy.ru/
Данный сайт не является официальным, создан и работает благодаря поклонникам группы.
Материалы предоставляются поклонниками или берутся из сети Интернет с открытых ресурсов со ссылкой на них.
Однако мы напрямую сотрудничаем с администрацией группы Океан Ельзи.
Материалы, выложенные на нашем сайте, регулярно просматриваются администрацией группы Океан Ельзи,
Недостоверная или запрещённая администрацией группы Океан Ельзи информация с сайта удаляется!